Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций. Юридические лица

Самого термина «юридическое лицо» в римском праве не было, его сформулировали только средневековые глоссаторы.

В качестве участников частно-правовых отношений в римских источниках часто упоминаются организации (например, коллегии, сформированные обычно по профессиональному признаку). Все нормы о коллегиях исходят из того, что данная организация действует наподобие физического лица, то есть является полноценным субъектом частного права. Члены коллегии могут меняться, что, однако, не несет перемены в личности коллегии. Некоторые римские коллегии существовали столетиями. Таким образом, юридическое лицо не зависит от тех физических лиц, которые участвуют в его деятельности. Коллегия имеет свое членство, определенные правила, сформулированные в уставных документах, в качестве представителей коллегии в гражданском обороте действуют уполномоченные на то ее органы управления. У коллегии имеется собственное обособленное имущество, образованное из вкладов ее членов. Коллегия могла совершать сделки и, соответственно, несла по ним ответственность. По сути, коллегия была полноценным юридическим лицом в современном понимании этого слова.

Римляне заложили основы деления юридических лиц на виды.

Самыми древними были юридические лица корпоративного типа, основанные на членстве: коллегии, цехи, муниципии. Коллегии (например, жреческие) были древнейшими из них, они создавались для различных некоммерческих (социальных) целей, то есть, говоря современным юридическим языкосм, имели статус общественных объединений. Цехи - профессиональные некоммерческие объединения лиц, занимающихся каким-то одним определенным видом промысла. Муниципии образовывались в республиканский период и в начале принципата в городах, которым предоставлялся особый статус самоуправляемой территориальной корпорации. В таком случае членами муниципии являлись все жители данного города. Муниципии также в основном функционировали на некоммерческой основе.

Корпоративные юридические лица были основаны на демократическом принципе: деятельность корпорации определяют ее члены, принимающие, в частности, устав, формирующие органы управления.

В республиканском праве существовала свобода образования коллегий. Гонения на них начались в период принципата, их деятельность разрешалась только в случае соответствующего одобрения императора и сената.

Для коммерческой деятельности соответствующим договором создавалось товарищество, которое не являлось юридическим лицом. Персональный состав товарищества оставался неизменен и определялся договором товарищества, если изменялся его персональный состав, должен был быть изменен и договор. Переменный состав без изменения договора был возможен только в товариществе откупщиков. Данную неразвитость коммерческих юридических лиц (а по сути отсутствие таковых в современном понимании этой правовой категории) можно объяснить относительной небольшой (по современным меркам) насыщенностью экономической жизни в Древнем Риме.

Помимо корпораций среди юридических лиц по римскому праву выделялись и учреждения, основанные на обособлении одним лицом части своего имущества, управляемые должностным лицом, назначенным собственником. Исторически первым учреждением была императорская казна (фиск), которая управлялась лицом, специально назначенным принцепсом для этого. Деятельность фиска регулировалась не публичным, а частным правом, то есть это был именно не государственный орган, а юридическое лицо - учреждение (учредителем выступал император, ведь формально фиск считался принадлежащим принцепсу как физическому лицу Ии римскому гражданину). Для собственных нужд правовую конструкцию фиска использовала и христианская церковь (в период после императора Константина I Великого), в отличие от языческих (дохристианских) религиозных объединений. Христианская церковь создавала, в частности, благотворительные учреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояло понятие «лица» и правоспособности в римском праве?

2. Каково было положение римских граждан?

3. Каково было положение латинов и перегринов?

4. Какие права имели рабы?

5. В чем заключалось правовое положение вольноотпущенников?

6. Кто такие колоны и каков был их статус?

7. Что подразумевалось под юридическими лицами в римском праве?

Тест по главе 4

1. Укажите один из основных элементов правоспособности римского гражданина?

а) право вступать в законный римский брак;

б) право участвовать в гражданском процессе Рима;

в) право быть поручителем по делам других лиц.

2. Дееспособность в Древнем Риме зависела:

а) от пола, возраста и некоторых заболеваний;

б) от возраста;

в) от возраста и душевных заболеваний.

3. Латины – это:

а) недееспособные римляне;

б) иностранцы;

в) жители Лациума.

4. Опека устанавливалась над:

а) перегринами;

б) душевнобольными;

в) малолетними обоих полов.

5. Над кем назначалось попечительство?

а) над малолетними;

б) над женщинами;

в) над душевнобольными.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Юридические лица. Статус корпораций, муниципий, фиска, благотворительных учреждений

релевантные научные источники:

  • Ответы к билетам по гражданскому праву (общая часть)

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.27 Мб

    1. Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его система. Отграничение от смежных отраслей. 2. Предмет и метод гражданского права. 3. Источники гражданского права: понятие и система. 4. Виды

  • Ответы к экзамену по Гражданскому праву РФ

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Частное право

УДК 347.191.11 О. В. Романовская

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ

КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются особенности правового статуса государственных корпораций в Российской Федерации. Выделены признаки данного вида юридического лица, определены недостатки в правовом регулировании. Указывается, что наименование данной организации не соответствует общему понятию «корпорация».

Ключевые слова: государственная корпорация, некоммерческая организация, публичное управление, юридическое лицо.

O. V. Romanovskaya

LEGAL STATUS OF PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyses features of the legal status of public corporations in the Russian Federation. The author distinguishes features of this type of legal entity identified shortcomings of legal regulation and indicates that the name of the organization does not meet the general concept of «corporation».

Key words: public corporation, nonprofit organization, public administration, legal entity.

В современных условиях регулирование экономических отношений становится одной из наиболее востребованных функций конституционного права. Однако экономические отношения являются предметом правового регулирования различных отраслей российского права (административного, финансового, бюджетного, валютного, налогового, гражданского). Нередко возникает проблема стыковки указанных отраслей в статусе тех субъектов права, которые призваны от имени государства активно влиять на экономику страны. В Российской Федерации имеется опыт создания государственных корпораций, которые, с одной стороны, обладают публично-правовым статусом, с другой - призваны «расшевелить» инвестиционный климат, став равноправными участниками рыночных отношений. Многие страны также пытаются создать какие-то особые институты, со-

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

четающие в себе публично- и частноправовые аспекты. В то же время те проблемы, которые появляются на данном пути, весьма наглядно раскрываются на российском опыте создания государственных корпораций.

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон), в соответствии с которыми был определен новый вид некоммерческой организации - государственная корпорация. В соответствии со ст. 7.1 Закона государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Приведенная норма позволяет выделить особенности корпорации:

Единственным учредителем государственной корпорации может быть только государство. Добавим, что ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут создавать государственные (или муниципальные) корпорации;

Членство в государственной корпорации исключено;

Цели, для достижения которых создается государственная корпорация, не направлены на удовлетворение потребностей отдельных граждан или юридических лиц, а носят более масштабный характер - выполнение социальных или управленческих функций в интересах общества в целом или отдельной отрасли народного хозяйства. В то же время государственная корпорация не орган государственной власти. Она не отражена в системе органов исполнительной власти ;

Существует особый порядок учреждения государственной корпорации - только федеральным законом, который выполняет функции учредительного документа;

Государство может в отдельных случаях гарантировать некоторые обязательства государственной корпорации . При этом государственная корпорация - инструмент не прямого управленческого, а косвенного регулятивного воздействия государства на общественные отношения .

Для создания государственной корпорации не требуются учредительные документы, предусмотренные ст. 52 Гражданского кодекса РФ (устав и учредительный договор). Как отмечает В. И. Добровольский, необходим «только один куцый закон на несколько страниц, написанный неизвестными авторами» .

Появление нового вида некоммерческой организации даже позволило некоторым юристам примерить планку «государ-

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

ственной корпорации» к иным по природе организациям, в частности к нотариальным палатам, центральному Банку России (не обретут ли последние статус такой корпорации?). Между тем эйфория от принятой нормы должна была пройти еще на стадии обсуждения законопроекта. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорилось: «В целях создания законодательной базы для преобразования Агентства по реструктуризации кредитных организаций из открытого акционерного общества, являющегося кредитной организацией, в некоммерческую организацию данным проектом Федерального закона предлагается создать новый вид некоммерческой организации, наилучшим образом соответствующий целям и особенностям деятельности Агентства, - государственную корпорацию» . Содержание документа позволяет прийти к выводу, что внесение изменений в федеральный закон преследовало единственную цель: подвести законодательную базу только под одну организацию - Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Практика показала, что в последующем иные государственные корпорации не создавались вплоть до 2007 г., что позволяло многим ученым характеризовать ст. 7.1 как «мертвую».

Статус государственных корпораций стал предметом исследования ряда диссертаций. В большинстве случаев критика не носила характера рекомендаций отказа от такого вида юридических лиц. Например, Ю. А. Макарова обращала внимание, что государственная корпорация как некоммерческая организация не подпадает под существующую классификацию юридических лиц, имеющую как теоретическую, так и доктринальную обусловленность . П. А. Денисов обращает внимание на административно-правовой статус государственных корпораций, которой характеризуется наличием публичных отношений с органами государственной власти. Соответственно, государственные корпорации представляют собой разновидность публичного юридического лица, применительно к которой установлены особые правила нормативно-правового регулирования . Д. М. Стриханова также считает, что государственная корпорация представляет собой юридическое лицо публичного права, созданное для реализации общественно значимых публичных интересов в экономической сфере и обладающее властными полномочиями, что влечет сочетание в их статусе частноправовых и публично-правовых элементов .

Однако к понятию государственной корпорации есть претензии не только юридико-технического плана, но и носящие

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

концептуальный характер. Слово «корпорация» образовалось от позднелатинского «corporatio» (от латинского «corpus» - объединение, союз) - объединение - и подразумевает «союз», «общество», «объединение лиц, соединившихся для достижения какой-либо цели». В Словаре русского языка корпорация также понимается как 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия; 2) одна из форм монополистического объединения . Однако в российской юридической науке под корпорациями подразумеваются в основном сложные хозяйственные структуры, организованные по иерархическому принципу (такие, как концерны, холдинги и т.п.) и основанные преимущественно на акционерной собственности . Кроме того, многие организации включают термин «корпорация» в свое наименование (нередко для большей солидности), что никак не меняет их организационно-правовой формы. Это лишь элемент фирменного наименования. Закон «О некоммерческих организациях» не содержит запрета на указание слова «корпорация» в организациях иной формы, отличной от государственной корпорации. В указанном аспекте можно согласиться с А. Я. Курбатовым, что данная организационно-правовая форма (государственная корпорация) была решением случайным, принятым с целью придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций . Уже в последующем сама идея нашла своих продолжателей. Законодатель, скорее всего, не задумывался о том, что такое корпорация, и когда уместно употребление этого слова применительно к названию юридического лица. В. И. Добровольский полагает, что всерьез смысл термина "корпорация" в органах государственной власти никто не брал в расчет: «Предпочтение слову "корпорация" (например, перед словом "фонд") было отдано главным образом в связи с тем, что в глазах населения все возможные фонды давно дискредитировали себя, а под словом "корпорация", да еще и "государственная", обывателю видится некая незыблемость, мощь в лице государства и всего его аппарата" .

Остановимся на некоторых тенденциях, существующих в оценке значения государственных корпораций в системе юридических лиц. С одной стороны, в 2007-2008 гг. присутствовал некий «зуд» создания корпораций. Шесть государственных корпораций было создано за полгода. В течение 2008 г. обсуждались идеи создания государственных корпораций в таких сферах, как распределение лекарств, строительство и развитие ипотеки, экспорт зерна, физическая культура и спорт и др. Примерялась

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

данная планка даже по отношению к Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова . И. В. Ершова указывала на большое будущее государственных корпораций: «Их создание в различных областях экономики реально позволит упростить весьма громоздкую структуру органов исполнительной власти, создать реальное связующее звено между государством и хозяйствующими субъектами» .

С другой стороны, создание государственных корпораций в целом не нашло положительной оценки среди маститых ученых -юристов. Основные обвинения можно систематизировать в следующем порядке:

Включение государственных корпораций в систему некоммерческих организаций размывает научные критерии классификации юридических лиц . Кроме того, включение их в перечень некоммерческих организаций явно противоречит сущности многих корпораций;

Наблюдаются несогласованность норм специальных законов, устанавливающих статус государственных корпораций, отсутствие единых правил, позволяющих выделить общие статутные признаки государственных корпораций . Следует согласиться с Э. В. Талапиной, что каждый закон о создании государственной корпорации как будто бы заново создает правовой статус данного вида юридического лица . При этом происходит подмена нормативного регулирования индивидуальноправовым;

Отмечаются непрозрачность и бесконтрольность в системе управления, распределения имущества, подконтрольности государству, фактическая «безвозмездная приватизация» крупных государственных финансовых ресурсов . С. В. Степашин, Председатель Счетной палаты РФ, отметил, что такие организации создают лишь широкий простор для коррупции .

Вопрос о контроле над государственными корпорациями многими учеными-юристами обозначен как принципиальный. Действительно, государство, выделяя огромные финансовые средства (порядка 600 млрд руб.), осуществляет не шаг благотворительности, а реализацию социально полезных целей. Соответственно, государство обязано осуществлять контроль над законностью и эффективностью расходования финансовых средств.

Не вдаваясь в критику института государственных корпораций, отметим, что смена Президента РФ повлекла за собой изменение отношения к госкорпорациям. «Первый удар» был нане-

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

сен в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах, рекомендованном Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол № 68 от 16 марта 2009 г.) . Было подвергнуто сомнению само право на существование государственных корпораций. Чуть позже после появления Концепции на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов высказался о необходимости преобразования госкорпораций в акционерные общества. Следом Минэкономразвития также вынесло на обсуждение предложение о реформировании госкорпораций .

Президент России Д. А. Медведев расставил все точки над i в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г.: «Что касается государственных корпораций, я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной» .

Однако смена Президента России может вновь оживить дискуссию о будущем государственных корпораций. В. В. Путин показал себя активным сторонником данной организационноправовой формы, хотя возврат к спору о госкорпорациях не находится в числе первостепенных проблем, возникших в последнее время. Но уже сейчас критика постепенно сошла на нет. В любом случае споры вокруг статуса государственных корпораций обусловливают исследования более глобального масштаба - о статусе юридических лиц публичного права, с помощью которых государство может активно влиять на экономические отношения. Остается надеяться, что выводы и предложения относительно госкорпораций будут учтены на новом этапе правотворческой деятельности.

Библиографический список

1. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 20. - Ст. 2290.

3. Захарьин В. Р. Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций. - М., 2003.

4. Кудряшова Е. В. Правовые аспекты присутствия государства в сфере банкротства кредитных организаций // Банковское право. -2005. - № 5. - С. 45-48.

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

5. Добровольский В. И. Применение корпоративного права: практическое руководство для корпоративного юриста. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 539 с.

6. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях” (21 августа 2006 г.) // СПС "Консультант Плюс: Законопроекты". - URL: http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req= card;div=PRJ.

7. Макарова Ю. А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук:

12.00. 03. - М., 2008. - 23 с.

8. Денисов П. А. Административно-правовой статус государственных корпораций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук:

12.00. 14. - М., 2010. - 26 с.

9. Стриханова Д. М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук:

12.00. 14. - М., 2010. - 22 с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : Русский язык, 1989. - 921 с.

11. Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. - 2000. - № 4. - С. 7-13.

12. Курбатов А. Я. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Хозяйство и право. -2008. - № 4. - С. 105-124.

13. Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица: Очерк истории и теории. - М. : Статут, 2003. - 318 с.

14. Ершова И. В. Проблемы правового статуса государственных корпораций / / Государство и право. - 2001. - № 6. - С. 35-41.

15. Гражданское право: учеб. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М. : Проспект, 2002. - Т. 1. - 848 с.

16. Устинов Р. Е. Специфика правосубъектности государственных корпораций // Правовое регулирование экономических отношений: альманах / под ред. А. Н. Козырина. - М. : Центр публичноправовых исследований, 2008. - Вып. 1. - С. 102-123.

17. Талапина Э. В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. -№ 2. - С. 36-50.

18. Нетесов Д. Н. Правовой режим государственных корпораций / / Реформы и право. - 2008. - № 3. - С. 44-53.

19. Степашин С. Модернизация: рывок России по плану Путина // Российская газета. - 2007. - № 246. - 2 ноя.

20. Концепция развития законодательства о юридических лицах (проект) // Вестник гражданского права. - 2009. - № 2. - С. 6-98.

21. Селина М., Фаляхов Р. Госкорпорации под угрозой раскрытия // РБК Daily. - 2009. - 17 апр.

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 г. - URL: http://news.kremlin.m/transcripts/5979/print

1. Grazhdanskoe pravo: ucheb. / pod red. A. P. Sergeeva, J. K. Tolstogo. - M. : Prospekt, 2002. - T. 1. - 848 s.

2. Denisov P. A. Administrativno-pravovoj status gosudarstvennyh korporacij: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk:

12.00.14. - M., 2010. - 26 s.

3. Dobrovol"skij V. I. Primenenie korporativnogo prava: prakti-cheskoe rukovodstvo dlja korporativnogo jurista. - M. : Volters Kluver, 2008. - 539 s.

4. Ershova I. V. Problemy pravovogo statusa gosudarstvennyh korporacij // Gosudarstvo i pravo. - 2001. - № 6. - S. 35-41.

5. Zahar"in V. R. Buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie nekom-mercheskih organizacij. - M., 2003.

9. Kozlova N. V. Ponjatie i sushhnost" juridicheskogo lica: Ocherk istorii i teorii. - M. : Statut, 2003. - 318 s.

10. Koncepcija razvitija zakonodatel"stva o juridicheskih licah (proekt) // Vestnik grazhdanskogo prava. - 2009. - № 2. - S. 6-98.

11. Kudrjashova E. V. Pravovye aspekty prisutstvija gosudarstva v sfere bankrotstva kreditnyh organizacij // Bankovskoe pravo. - 2005. -№ 5. - S. 45-48.

12. Kurbatov A. J. Gosudarstvennaja korporacija kak organiza-cionno-pravovaja forma juridicheskogo lica // Hozjajstvo i pravo. - 2008. - № 4. - S. 105-124.

13. Makarova J. A. Pravovoe polozhenie gosudarstvennyh korporacij v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk:

12.00.03. - M., 2008. - 23 s.

14. Pojasnitel"naja zapiska k proektu FederaTnogo zakona

"O vnesenii izmenenij v FederaTnyj zakon "O nekommercheskih orga-nizacijah" (21 avgusta 2006 g.) // SPS "Konsul"tant Pljus: Zakono-proekty". - URL:

http: // base. consultant. ru /cons/cgi / online. cgi?req=card;div=PRJ.

15. Netesov D. N. Pravovoj rezhim gosudarstvennyh korporacij // Reformy i pravo. - 2008. - № 3. - S. 44-53.

16. Ozhegov S. I. Slovar" russkogo jazyka. - M. : Russkij jazyk, 1989. - 921 s.

17. Petuhov V. Nekotorye voprosy administrativno-pravovogo regu-lirovanija organizacii i dejatel"nosti korporacij v Rossii // Pravo i jekonomika. - 2000. - № 4. - S. 7-13.

18. Poslanie Prezidenta RF Federal"nomu Sobraniju RF. 12 nojabrja 2009 g. - URL: http://nevs.kremlin.ru/transcripc/5979/print

19. Selina M., Faljahov R. Goskorporacii pod ugrozoj raskrytija // RBK Daily. - 2009. - 17 apr.

20. Sobranie zakonodatel"stva RF. - 1996. - № 3. - St. 145.

Романовская О. В., 2013

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Частное право

21. Stepashin S. Modernizacija: ryvok Rossii po planu Putina // Rossijskaja gazeta. - 2007. - № 246. - 2 nojab.

22. Strihanova D. M. Gosudarstvennye korporacii kak sub#ekty fi-nansovyh pravootnoshenij: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.14. -M., 2010. - 22 s.

23. Talapina J. V. Gosudarstvennaja korporacija kak novyj sub#ekt prava // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. - 2009. - № 2. - S. 36-50.

24. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2008 g. № 724 «Voprosy si-stemy i struktury federal"nyh organov ispolnitel"noj vlasti» // Sobranie zakonodatel"stva RF. - 2008. - № 20. - St. 2290.

25. Ustinov R. E. Specifika pravosub#ektnosti gosudarstvennyh korporacij // Pravovoe regulirovanie jekonomicheskih otnoshenij: al"manah / pod red. A. N. Kozyrina. - M. : Centr publichno-pravovyh is-sledovanij, 2008 Vyp. 1. - S. 102-123.

Романовская Ольга Валентиновна - доктор юридических наук, профессор, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected]

Romanovskaya Olga Valentinovna - Doctor of Law, Professor, Private and Public Law department, Penza State University, Penza, e-mail: vlad93@sura. ru

Романовская О. В., 2013


Государственное предпринимательство реализуется, главным образом, через деятельность государственных корпораций. Необходимо отметить, что несмотря на практическое применение, термин «корпорация» не свойствен российскому законодательству, в отличие от законодательства зарубежных стран, где он активно применяется либо при определении юридического лица, либо при характеристике различных его организационно-правовых форм (Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности: учеб. Пособие. – М., 2006) .

В словаре русского языка С.И. Ожегова «корпорация - это:

1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия;

2) одна из форм монополистического объединения».

В широком смысле корпорация рассматривается как собирательное понятие, под которым понимаются предпринимательские объединения капитала, имеющие различные организационно-правовые формы. В узком смысле под корпорацией понимаются такие формы предпринимательского объединения капитала, как акционерное общество и его «модификации». Следовательно, корпорация - это объединение капиталов, создаваемое для достижения общих целей. Цели эти могут быть различного типа, что в некоторой степени предопределяет различные виды корпораций.

Законодательство России не содержит самого понятия «корпорация», хотя законодатель применил его для обозначения организационно-правовой формы юридического лица в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» для определения такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как «государственная корпорация».

Государственной корпорацией (далее - ГК) в России признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления управленческих, социальных или иных общественно полезных функций. Задача функционирования таких корпораций достаточно специфична и сводится к реализации общих для государства или общества интересов, что предопределяет необходимость создания подобной организации.


Наименование

Дата создания

Цель деятельности

ГК «Банк развития внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк)

Май 2007 года

Обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации,
стимулирования инновационной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической,
страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе, с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства

ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех»)

Июль 2007 года

Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

Июль 2007 года

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

ГК по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»)

Октябрь 2007 года

Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством
и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолнмпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта

ГК по содействию разработкам, производству и экспорту
высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (ГК «Ростехнологии»)

Ноябрь 2007 года

Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей
высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс

ГК по атомной энергии «Росатом»
(ГК «Росатом»)

Декабрь 2007 года


в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования
организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

ГК «Российские автомобильные дороги» (ГК «Росавтодор»)

Июль 2009 года

Проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управления государственным имуществом
в области дорожно-коммунального строительства, формирования эффективных механизмов управления дорожным фондом.


Данная организационно-правовая форма некоммерческих юридических лиц не предусмотрена в Гражданском кодексе РФ. Она была введена в российскую правовую систему сравнительно недавно.

Согласно действующему законодательству, можно выделить следующие основные черты государственной корпорации:

  1. Госкорпорация - это юридическое лицо, обладающее имущественной обособленностью, которое самостоятельно выступает в гражданском обороте.

  2. Это некоммерческая организация, т.е. организация, не ставящая своей основной целью деятельности извлечение прибыли. Прибыль, получаемая в результате осуществления госкорпорацией предпринимательской деятельности, направляется на достижение поставленных перед ней целей.

  3. Государственная корпорация является субъектом со специальной целевой правосубъектностью, она создается только для осуществления тех функций, которые прямо прописаны в законе о ее создании.

  4. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

  5. Имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собс­венностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличаются от ФГУПов). Таким образом, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счетной палаты РФ.

  6. ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

  7. Государственная корпорация отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на госкорпорации не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов, ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

  8. ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, государственные органы без согласия ГК не могут:

    а) запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
    б) запрашивать и получать информацию о финансовохозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
    в) направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
    г) проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
    д) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
    е) устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.


  9. На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК...». Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации, и есть то преимущество, па основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля - эффективность Управления имущественным взносом Российской Федерации.

  10. Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. Госкорпорация не обязана публиковать указанную отчетность.

  11. Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе назначение руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов, руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Включайся в дискуссию
Читайте также
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать
Туризм – хобби или профессия Идеальное резюме турагента
Разница между участником и учредителем Учредителями и участниками общества не могут быть