Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Электронное правосудие: на бумаге и в жизни. Электронное судопроизводство: отечественный опыт – достоинства и недостатки Гражданский процесс внедрение электронного правосудия

Актуальность темы "электронное судопроизводство", определение его понятия, сущности, внедрения технологий в процесс осуществления правосудия обусловлены развитием информатизации общества, государства в целом, а также судебной системы как части государственного аппарата.
Определяя понятие "электронного судопроизводства" необходимо исходить из его понимания в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле электронное судопроизводство, или электронное правосудие, представляет собой совокупность различных автоматизированных информационных систем - сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения электронного дела и доступа сторон к материалам электронного дела. Данные сервисы позволяют более ярко отследить взаимоотношения суда и участников процесса. В узком смысле электронное судопроизводство - это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса (например, такие действия, как подача в суд документов в электронной форме или участие в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи).
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сократить сроки осуществления правосудия и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
Внедрение современных технологий в систему правосудия предусмотрено в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406 (в ред. от 25.12.2014) .
В рамках реализации Программы в судебной системе должны быть созданы информационные технологии, которые позволяют реализовать функцию по переходу информации по этапам судебного процесса, обеспечивающую принятие обоснованного решения по иску. Необходимо максимально исключить из цикла судебного разбирательства человеческий фактор, не вносящий интеллектуальной составляющей в судопроизводство посредством автоматизации деятельности судебного делопроизводства. При электронной версии бланка заявления эту проблему можно решить путем создания комплекса сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также проведения работ по переводу судебных архивов в электронную версию и формирование на этой основе электронных дел. Например, "в настоящее время в гражданском процессе Германии сложилась система электронного документооборота, которая присутствует на всех стадиях процесса, от предъявления иска в электронной форме и представления электронных доказательств до вынесения решения в электронной форме. Возможность принятия судебного решения в электронной форме в германском гражданском процессе неразрывно связана с его доставкой и связанной в некоторых случаях с этим трансформацией документа" .
Механизмы реализации электронного правосудия в России предусматриваются в Приказе от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (в ред. от 07.02.2014) . Задачей утвержденного регламента является создание организационно-правовых условий для сканирования судебных документов (актов) и последующего размещения их электронных образов в электронном хранилище (ПИ БСР).
Федеральным законом от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве . Вносятся изменения в УПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части, касающейся особенностей применения электронных документов, а также их использования в качестве доказательств в суде .
Кроме того, планируется, что с 1 января 2016 г. подавать определенные документы в суды можно будет не только на бумажном носителе, но и в электронном виде . При этом согласно законопроекту в рамках гражданского и арбитражного процессов можно будет подавать в электронном виде любые документы, в пределах уголовного процесса - ходатайства, заявления, жалобы и представления.
Возможность подавать документы в электронном виде в арбитражные суды предусмотрена действующей редакцией АПК РФ (см. абз. 2 ч. 1 ст. 41). Однако делать это вправе только лица, участвующие в деле. Согласно же законопроекту подавать документы в электронном виде сможет любое лицо, а не только участвующее в деле. Кроме того, планируется установить, что некоторые судебные акты могут быть изготовлены в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В соответствии с законопроектом в рамках гражданского судопроизводства таким актом может являться только судебное решение. Аналогичное положение предлагается предусмотреть и в уголовном судопроизводстве (за исключением решения, которое содержит сведения, составляющие гостайну). В пределах арбитражного процесса к таким документам планируется отнести все судебные акты.
В настоящее время в системе арбитражных судов функционирует комплекс сервисов Высшего Арбитражного Суда в составе картотеки, банка решений и системы электронной подачи исковых заявлений.
Судебным департаментом при ВС РФ проведены работы по созданию и развитию Государственной автоматизированный системы РФ "Правосудие", предусмотренной для судов общей юрисдикции.
В своем интервью генеральный директор Судебного департамента при ВС РФ Гусев А.В. пояснил, что в настоящее время разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры и нотариата", находящийся на согласовании в Правительстве Российской Федерации.
После вступления в силу данного Федерального закона планируется подготовка ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок применения электронной подписи в судах общей юрисдикции, в том числе в части подачи документов в электронном виде .
Стоит отметить, что работы по внедрению в деятельность судов информационных и коммуникационных технологий проводятся уже давно.
В системе арбитражных судов сформирована автоматизированная информационная система "Банк решений арбитражных судов" (далее - БРАС). На сегодняшний день все арбитражные суды оснащены информационными сенсорными киосками, для которых разработана автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ посетителей к информации о суде и централизованным системам БРАС, и Графикам рассмотрения арбитражных дел, размещенным на интернет-ресурсах Высшего Арбитражного Суда РФ. Структура сайтов арбитражных судов организована таким образом, чтобы обеспечить размещение на них всех данных, необходимых для информационной открытости деятельности суда и удобства пользователей .
Теперь на официальных сайтах арбитражных судов можно быстро получить информацию о движении дел, дате, времени и месте судебного рассмотрения, о принятом решении в режиме реального времени, ознакомиться с текстами практически всех решений всех арбитражных судов в банке данных арбитражных судов.
В качестве примеров электронного правосудия можно назвать такие, как подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, заседания с помощью видеоконференций, отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений и пр. Остановимся на каждом из перечисленных видов подробнее на примере арбитражных судов в силу большей развитости электронного документооборота.
Подача документов в суд является начальным этапом судебного процесса. С 1 ноября 2010 г. начали действовать поправки к АПК РФ, допускающие подачу исковых заявлений в электронной форме. В соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК документы, полученные посредством электронной связи, относятся к письменным доказательствам . Согласно ст. 125 АПК РФ, устанавливающей форму и содержание искового заявления, исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем. Исковое заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Электронные формы документов - это не только исковые заявления. Посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в Интернете, могут подаваться:
- исковое заявление (ч. 1 ст. 125 АПК РФ);
- отзыв на исковое заявление (абз. 2 ч. 1 ст. 131 АПК РФ);
- заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле (ч. 1 ст. 159 АПК РФ);
- апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 260 АПК РФ);
- отзыв на апелляционную жалобу (ч. 4 ст. 262 АПК РФ);
- кассационная жалоба (ч. 1 ст. 277 АПК РФ);
- отзыв на кассационную жалобу (ч. 4 ст. 279 АПК РФ);
- заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 1 ст. 294 АПК РФ);
- отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора (ч. 4 ст. 297 АПК РФ);
- заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 313 АПК РФ);
- заявление об отмене решения третейского суда (ч. 1 ст. 231 АПК РФ);
- заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 237 АПК РФ);
- заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения (абз. 1 ч. 2 ст. 242 АПК РФ).
Другие необходимые документы также могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде. Пока электронное делопроизводство в суде является альтернативным традиционному бумажному делопроизводству. Тем самым за сторонами сохраняется право выбора способа подачи того или иного документа. Более того, представление копий документов в электронном виде не исключает права суда требовать представления оригиналов этих документов (ст. 75 АПК РФ). Однако данная норма исходит из того, что оригинал документа - это документ на бумажном носителе. Но в настоящее время все чаще документы сразу создаются в электронной форме, и тогда возникает вопрос о том, что считать оригиналом, а что копией документа. Вероятно, в недалеком будущем данная норма потребует уточнения.
Однако есть и некая сложность при подаче документов в электронной форме. Ею является необходимость идентификации отправителя. В настоящее время надежная идентификация возможна в основном путем использования электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Таким образом, для надежности идентификации заверять заполненные электронные документы придется ЭЦП, которая позволяет гарантировать, что информация действительно была направлена отправителем и что она не подверглась изменениям во время передачи. Однако до сих пор в нашей стране ЭЦП имеет слабое применение, что объясняется рядом факторов, и в первую очередь сложностью требований законодательства об ЭЦП, отсутствием единого удостоверяющего центра.
Следующим элементом электронного правосудия является отправка дополнительных уведомлений участникам судебного процесса через Интернет или посредством смс-сообщений. Данный элемент наиболее характерен для судов как раз общей юрисдикции.
Извещение участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела судами или совершении отдельных процессуальных действий посредством отправки им смс-сообщений с использованием ГАС "Правосудие" предусмотрено Регламентом организации извещения участников судопроизводства посредством смс-сообщений, утвержденным Приказом Судебного департамента от 25.12.2013 N 257. Данный функционал ГАС "Правосудие" доступен для всех федеральных судов общей юрисдикции. Использование смс-извещений участников судебного делопроизводства существенно оптимизирует работу судов, способствует ускорению осуществления правосудия и оперативности передачи информации . Однако не стоит забывать, что для оповещения лиц, участвующих в деле вышеуказанным способом, необходимо их согласие. Согласие на извещение посредством смс-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой указывается также номер мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
Частью 1 ст. 123 АПК предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии процессуального акта или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
При этом не определено, что считать надлежащим извещением применительно к случаям направления судебных извещений посредством электронной почты. В данном случае можно было бы установить презумпцию надлежащего извещения по истечении определенного срока после направления извещения.
В главе 10 ГПК РФ "Судебные извещения и вызовы" аналогичные положения отсутствуют. В этой связи представляется необходимым унифицировать соответствующие нормы и предусмотреть в ГПК положения о направлении судебных извещений и вызовов посредством электронной почты и иных средств связи, а также размещения информации о дате и времени проведения судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет .
Надлежащим уведомлением лиц, участвующих в деле, является и размещение на официальном сайте суда в сети Интернет информации о состоянии поданного заявления. То есть заявитель открыто может ознакомиться с полным текстом судебных актов в электронной форме. При этом судебная практика исходит из того, что в случае если при своевременной публикации судебных актов заявитель не предпримет попыток исполнить судебный акт, это не говорит о том, что заявитель не был надлежащим образом проинформирован о судебном процессе .
Весьма актуальной стала и видеоконференцсвязь. Видеоконференция представляет собой компьютерную технологию, которая позволяет субъектам, находящимся на значительном расстоянии, видеть и слышать друг друга, обмениваться информацией в режиме реального времени.
В ст. 153.1 АПК РФ говорится о том, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом, заблаговременного предоставления суду всех документов и, при наличии в арбитражном суде технической возможности, ее проведения. При этом суд, организующий видеоконференцсвязь, проверяет явку и устанавливает личность явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности участия в судебном заседании.
Проведение судебных заседаний в форме видеоконференций удобно прежде всего тем, кто территориально удален от судов либо по состоянию здоровья не имеет возможности участвовать в судебном разбирательстве.
Проведение судебного разбирательства в виде видеоконференции полезно и в уголовном судопроизводстве, т.к. отпадает необходимость доставки и конвоирования подозреваемых и осужденных на судебные заседания, что существенно снижает финансовые расходы и сокращает сроки рассмотрения уголовных дел.
Видеоконференцсвязь в системе судов общей юрисдикции применяется в различных ситуациях, включая также и уголовный процесс. Однако в отличие от уголовного и арбитражного процессов порядок проведения видеоконференций гражданским процессуальным законодательством не урегулирован. Полагаем, что это дело ближайшего будущего, поскольку потребность в видеоконференцсвязи в гражданском процессе очевидна: здесь требуется корректировка норм ГПК РФ. Представляется, что регламентация организации видеоконференцсвязи в гражданском процессе не будет существенно отличаться от аналогичных норм АПК РФ .
Организация видеоконференций стала повседневным явлением в деятельности суда. Так же как и аудиозапись судебных заседаний.
В соответствии с российским процессуальным законодательством судебный процесс должен быть дословно отражен в протоколах судебных заседаний. Несомненно, что записи судебных разбирательств в цифровом формате на аудио- и видеоносители обеспечат наиболее информативные протоколы судебных заседаний, ведь они способны в полной мере отразить все события, происходящие в зале судебного заседания, передать поведение участников процесса в определяющие моменты судебного процесса.
Обобщая вышесказанное, отметим, что, безусловно, большим плюсом введения электронного судопроизводства является то, что пользователи системы имеют возможность подавать документы 24 часа в сутки, не тратя времени на ожидания. С помощью электронного документооборота возможно быстрое получение копий подаваемых сторонами документов, различных уведомлений и т.д. Суд также получил возможность электронного общения со сторонами, в том числе судебного извещения лиц, участвующих в деле. Разработчики Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ приветствуют и поддерживают развитие электронного судопроизводства, считая, что в едином ГПК РФ должны быть сохранены наиболее удачные наработки АПК РФ и ГПК РФ в данной области. В то же время они отмечают, что судьба ряда институтов электронного правосудия еще недостаточно определена (например, электронная подача документов в арбитражный суд посредством использования сервиса "Мой арбитр").
В настоящее время Государственной Думой внесены поправки в ФКЗ о Конституционном Суде РФ, устанавливающие порядок трансляции судебных заседаний КС в Интернете. Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 августа 2015 г.
ФКЗ предусматривает два вида трансляции заседания КС в зависимости от инициаторов ее проведения:
а) по инициативе Конституционного Суда;
б) и с его разрешения по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Предполагается, что порядок проведения трансляции будет устанавливаться регламентом Конституционного Суда. По общему правилу допускается интернет-трансляция только открытых заседаний КС. Информация о дате и времени проведения заседаний также должна будет размещаться в Интернете.
Обратиться в Конституционный Суд РФ можно будет через Интернет, заполнив специальную форму на его официальном сайте. В этом случае переписка с судом также будет вестись в электронном виде .
Таким образом, становление электронного правосудия в России при условии решения отмеченных выше проблем, несомненно, несет в себе явные удобства и преимущества как для граждан, так и для организаций. Внедрение информационных технологий нацелено на упрощение и повышение оперативности судопроизводства. Кроме того, на наш взгляд, активное использование телекоммуникационных средств в гражданском судопроизводстве будет способствовать более полной реализации принципов диспозитивности, состязательности и равноправия.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013 г. N 1 ст. 13.
2. Брановицкий К.Л. Судебное решение в электронной форме (правовое регулирование в ФРГ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 4. С. 32 - 34.
3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03.07.2013 N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид" (с изменениями и дополнениями). Текст Приказа официально опубликован не был.
4. Федеральный закон от 08.03.2015 N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (совершенствуется правовое регулирование применения электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве) // Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10. Ст. 1411.
5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
6. Проект Федерального закона N 686611-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред., принятой ГД ФС РФ в I чтении 07.04.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
8. Доржиев Э.П. Применение информационно-коммуникационных технологий в работе помощника судьи арбитражного суда // Администратор суда. 2013. N 3. С. 15 - 18.
9. Жижина М.В. Документы, полученные посредством электронной связи: практика использования в гражданском и арбитражном судопроизводстве // Арбитражные споры. 2013. N 3. С. 95.
10. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем // Российский судья. 2014. N 5. С. 3 - 4.
11. Тульская О.В. Актуальные проблемы применения электронных документов в административном судопроизводстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. N 2. С. 256.
12. Определение ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2013 по делу N А82-6599/2004 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: Монография. М.: Ин-т зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве РФ, 2013. С. 96.
14. Федеральный конституционный закон от 8 июня 2015 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

И.Ю. НОСКОВ, и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 120-123

И.Ю. НОСКОВ,

и.о. помощника судьи 54-го отделения Арбитражного суда г. Москвы

Рассматриваются цели и возможности внедрения электронного правосудия в работу органов судебной системы России. Анализируются проблемы, проявившиеся в процессе применения электронного правосудия в арбитражных судах страны, предлагаются меры по их разрешению.

Ключевые слова: электронное правосудие, совершенствование судебной системы, судебная практика, арбитражные суды.

Introduction of the e-justice system as the most important area of improvement the judicial system of the Russian Federation

Noskov I.

In this article are considered purposes and possibilities of application of electronic justice in judicial system of Russia. Are analysed the problems which have proved in the course of practice of application of electronic justice in arbitration courts of the country. Some measures under their permission are offered.

Keywords: electronic justice, perfection of judicial system, judiciary practice, arbitration courts.

Одним из направлений политики нынешнего руководства страны является внедрение современных информационных технологий в работу государственных органов всех ветвей власти.

Внедрение информационных новшеств направлено прежде всего на повышение эффективности деятельности государственных органов. Использование информационных технологий объединяется термином «электронное государство», что, в свою очередь, включает такие понятия, как «электронное правительство», «электронный парламент» и «электронное правосудие».

Под электронным правосудием (e -justice ) понимается способ отправления правосудия, основанный на использовании технических систем с цифровой обработкой данных.

Тенденция внедрения информационных технологий в работу органов судебной системы наблюдается не только в Российской Федерации, но и в других развитых странах. Проводятся различные международные конференции и форумы, на которых обсуждаются проблемы и перспективы такого внедрения. Так, с 25 по 28 октября 2010 г. в Пекине состоялась 4-я сессия Форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона по судебному реформированию, тема которой формулировалась как «Использование технологий для улучшения работы судов». В сессии приняли участие представители многих стран, в том числе и России. Делегацией от Российской Федерации освещались вопросы: обеспечения всеобщей доступности судебных актов, размещаемых в базе решений арбитражных судов; внедрения информационных сервисов арбитражных судов, обеспечивающих значительную экономию времени для сторон в процессе; а также онлайн сервисов, таких как прямая трансляция заседаний Президиума ВАС РФ, создание личных кабинетов в сети Интернет в рамках онлайн-сервиса «Мой суд», позволяющих консолидировать и оперативно отслеживать информацию по делам, находящимся в производстве.

Внедрение электронного правосудия получило законодательное закрепление в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082-р), а также в Федеральном законе от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее - Закон № 262-ФЗ). Президентом РФ 15.12.2010 дано поручение № Пр-3645 по дальнейшему развитию информационных технологий в целях повышения открытости и доступности правосудия в Российской Федерации.

Законом № 262-ФЗ закреплена одна из главных целей функционирования электронного правосудия, а именно основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, к которым относятся:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Лидером в работе по внедрению электронного правосудия стала система арбитражных судов страны, на примере которой лучше всего заметны возможности электронного правосудия, его плюсы и минусы, влияние на работу системы, а также перспективы развития.

Необходимость электронного правосудия обусловлена, кроме всего прочего, резко выросшей в последние годы нагрузкой на суды. Только за 2010 год в арбитражные суды Российской Федерации поступило 1 208 737 исковых заявлений!

Электронное правосудие применительно к арбитражному судопроизводству законодательно закреплено в Федеральном законе от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Хотелось бы отметить, что не следует путать понятия «электронное правосудие» и «информатизация судов». Н.Н. Федосеева совершенно верно отмечает, что «информатизация судов предполагает, что суды используют в своей деятельности компьютеры и иную технику в качестве подсобного средства, но не как процессуальное средство».

В отличие от электронного правосудия, «информатизация судов» - понятие более узкое. Электронное правосудие включает в себя информатизацию судов, оно в настоящее время позволяет:

Производить аудио- и видеозапись судебных заседаний;

Проводить судебные заседания при помощи видео-конференц-связи;

Подавать жалобы на действия судей и работников аппарата арбитражных судов при помощи системы подачи жалоб;

Просматривать судебные акты арбитражных судов в электронном виде;

Подавать исковые заявления и другие документы в электронном виде;

Получать по электронной почте информацию об изменениях по конкретному делу;

Переводить сайты арбитражных судов на иностранные языки при помощи специализированной программы;

Распределять поступающие исковые заявления при помощи электронной программы, в которой учитывается график работы судей, их загруженность, специализация и другие факторы.

Всеми перечисленными возможностями участники арбитражного процесса могу беспрепятственно пользоваться уже сейчас. В отличие от зарубежных стран, использование системы электронного правосудия в Российской Федерации носит безвозмездный характер, только отдельные услуги являются платными.

Активно ведется деятельность по дальнейшему усовершенствованию функций электронного правосудия. Так, появилась возможность ознакомления с судебными актами посредством мобильных устройств с операционной системой Android , смартфонов iPhone .

Благодаря внедрению информационных технологий осуществление правосудия становится более открытым, доступным. Например, использование видео-конференц-связи позволяет участникам арбитражного процесса участвовать в судебном заседании, несмотря на отдаленность от суда, в котором рассматривается дело, экономя свое время и денежные средства.

Доступ сторон к судебным актам, размещенным на сайтах арбитражных судов, дает им больше времени на подготовку к судебным заседаниями, так как не приходится ожидать получения судебного акта по почте. Более того, электронное правосудие позволило обязать стороны предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи в случае получения первого судебного акта по рассматриваемому делу.

Аудио- и видеозаписи также способствуют повышению качества правосудия. Это и дисциплинирует стороны процесса, и позволяет освежить в памяти некоторые моменты того или иного судебного заседания. Информационные технологии помогают создать единую информационную систему, объединяющую суды, Федеральную службу судебных приставов, налоговые инспекции и другие государственные органы.

Однако наряду с достоинствами электронного правосудия на стадии его внедрения был выявлен и ряд недостатков. Так, некоторые заявители дублируют подачу исковых заявлений в электронном виде еще и их представлением непосредственно в суд, опасаясь, что по тем или иным причинам электронное заявление в суд не попадет. Таким образом в суде оказывается два дела по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям, одно из которых судьям приходится оставлять без рассмотрения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Все это приводит к дополнительным затратам времени (которого и так недостает), как судьей, так и сотрудников аппарата суда. Данный недостаток заставляет задуматься о необходимости создать специальную систему, которая бы позволила отслеживать поступающие исковые заявление на предмет их дублирования.

Еще одной проблемой по внедрению электронного правосудия являются трудозатраты по переводу судебных актов и иных документов в электронный вид. Достаточно много времени у судей, их помощников и других сотрудников аппарата судов занимает размещение документов в программном комплексе. Более того, на данный момент размещаются только судебные акты, а не все материалы, имеющиеся в деле. Впоследствии планируется создание так называемого электронного дела, которое будет представлять собой судебное дело в электронном виде. Создание электронного дела потребует сканирования или иного способа перевода всех имеющихся материалов дела в электронный вид, что повлечет за собой еще большее количество трудовых затрат и затрат времени.

Единого подхода к данной проблеме нет, и множество специалистов работают над ее решением. В качестве примера одного из таких решений можно привести зарубежный опыт: в ряде иностранных государств суды обязывают заявителей представлять документы не только в бумажном, но и в уже отсканированном виде, тем самым снимая с суда работу по переводу документов в электронный вид. Каким образом будет решен этот вопрос в России, покажет время.

Очень важен, по нашему мнению, вопрос защиты тех документов, которые принимают электронный вид. Как показывает всемирная практика, электронные системы, имеющие ценную информацию, периодически подвергаются нападению различных вредоносных программ. Защите электронного правосудия необходимо уделить достаточно внимания, чтобы польза от него не перешла в свою противоположность. По этому поводу Е.В. Цыганова, начальник отдела информатизации и связи Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, и А.В. Иванов, специалист отдела информатизации и связи того же суда, пишут: «Рост степени автоматизации обработки данных, интеграция в базах данных информации больших объемов, различного назначения и принадлежности, долговременное хранение сведений, расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем, важность и ответственность решений, принимаемых на основе автоматизированной обработки, широкая территориальная расположенность и повышение циркуляции информации между автоматизированными системами - все это способствует их уязвимости. Появляется угроза нарушения конфиденциальности, возрастает возможность изменения и искажения информации, ее блокирования и уничтожения. Вследствие вышесказанного необходимо выработать единую техническую политику, организационные и координирующие работы по защите информации, особенно передающейся по телекоммуникационным каналам связи».

Несмотря на существующие трудности и проблемы по внедрению электронного правосудия, работа по его созданию является современным и очень перспективным средством совершенствования судебной системы Российской Федерации.

Несомненно, для достижения более эффективного и правильного функционирования системы электронного правосудия необходимо время. Время требуется не только создателям системы для ее совершенствования и развития, но и самим пользователям - для того, чтобы ее освоить и привыкнуть к ней.

Электронное правосудие в России еще достаточно молодо, что является несомненным плюсом. Начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ И.С. Соловьев в своем интервью для информационного портала Право.ru отмечает: «Мы в силу своей “юности” очень заряжены на все самое современное, креативное, высокотехнологичное в своей области деятельности. Я бы сказал, что мы, в хорошем смысле этого слова, амбициозны и даже несколько агрессивны в стремлении продвигаться вперед, занимать лидирующие позиции».

Важно отметить, что внедрение электронного правосудия положительно влияет не только на работу судебной системы, но и на функционирование других государственных органов. В арбитражном процессе участвуют не только физические и юридические лица, но зачастую и государственные органы. Это подтверждает то известное положение общей теории систем, что внесение изменений в функционирование одного из элементов системы влечет за собой изменение также в других ее элементах, с которыми он взаимодействует.

Библиография

1 Федосеева Н.Н. Электронное правосудие в России: сущность, проблемы перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 9. С. 3.

2 Цыганова Е.В., Иванов А.В. Информационные грани арбитражной судебной системы // Арбитражные споры. 2009. № 3. С. 5.

Поделитесь статьей с коллегами:

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 137-141.

ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

AVAILABILITY OF JUSTICE AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS

Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)

Анализируется влияние внедрения современных информационных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство на обеспечение доступности правосудия.

Ключевые слова: арбитражный процесс; гражданский процесс; электронное правосудие; доступность правосудия; принципы судопроизводства; информационные технологии.

In the article the author analyzes the impact of the introduction of modern information technologies in civil and arbitration proceedings to ensure access to justice.

Key words: arbitration trial; civil proceedings; electronic justice; access to justice; principles of justice; information technology.

Широкое применение информационных технологий во всех сферах общественных отношений является следствием того, что информатизация коснулась арбитражного и гражданского судопроизводства.

Совершенствование средств социальной коммуникации, приведшее к беспрецедентному в истории человечества ускорению обмена информацией, не могло не изменить характера взаимодействия «человек - общество - государство». Это не могло не отразиться на гражданском судопроизводстве, представляющем собой одну из важнейших форм такого взаимодействия .

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, что коренным образом меняет судебную систему, позволяет говорить о формировании электронного правосудия .

Процесс информатизации судопроизводства для каждой страны индивидуален как по характеру проводимых мероприятий, так и по времени применения. Во всех странах внедрение информационных технологий в

судах сопровождалось принятием нормативных правовых актов, регламентирующих электронный документооборот, и разработкой специального программного обеспечения. В России работы по информатизации судов проводятся достаточно давно. Применение информационных технологий в Российской Федерации актуально по многим причинам. Это, прежде всего, большая территория страны, инстанционность судебной деятельности и иные обстоятельства. Результатом информатизации судов стала концепция электронного правосудия.

Мир сегодня развивается в парадигме информационных технологий и движется в сторону формирования «сетевого» общества, живущего в режиме онлайн. Интернет и предоставленные им возможности прочно заняли место в жизни большинства населения, поэтому очень логично, что широкое распространение получает «электронное правосудие», причём этот термин имеет неодинаковое содержание и трактовку для различных стран . Среди основных целей электронного правосудия зарубежные комментаторы выделяют следующие: сделать судебные учреждения более доступными, улучшить

© Кондюрина Ю. А., 2016

управление «бумажными» процедурами, сократить рабочее время работников судов .

Электронное правосудие представляет собой систему, состоящую из элементов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, и систем автоматизации судопроизводства. Электронное правосудие является собирательным термином, поскольку в данном понятии отображаются признаки совокупности однородных элементов, представляющих собой единое целое, содержание такого понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, только ко всей совокупности в целом.

Электронное правосудие представляется лишь инструментом, технологией, позволяющей на новом этапе развития общества сделать рассмотрение дел в судах более эффективным, оптимизировать рассмотрение дел .

Проанализировав действующее процессуальное законодательство, можно выделить следующие основные элементы системы электронного правосудия:

1. Подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет».

2. Формирование состава суда, обеспечиваемое автоматизированной информационной системой (АИС) «Судопроизводство».

3. Размещение информации о движении дела на сайте судов. Получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж». Получение судебных извещений в электронной форме.

4. Электронные доказательства.

5. Аудиопротоколирование судебных заседаний.

6. Применение системы видеоконфе-ренц-связи.

7. Размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами. Размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие».

Использование в арбитражном и гражданском процессе электронных инструментов призвано обеспечить абсолютную открытость и доступность судов, улучшить качест-

во судейской работы, сократить издержки и создать максимальное удобство для участников процесса. Система электронного правосудия позволяет наиболее эффективно и рационально выстраивать организационно-процессуальные отношения между судами и внутри судов, а также между судами и лицами, участвующими в деле.

Применение современных информационных технологий является наиболее эффективным в арбитражном и гражданском процессе при условии обеспечения реализации принципа доступности правосудия.

В юридической литературе принцип доступности правосудия понимают как обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту .

Содержание принципа доступности правосудия не раскрывается в АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., а затем присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод повлекло внедрение в гражданское и арбитражное судопроизводство Российской Федерации принципов, напрямую не закрепленных в российском законодательстве. К таким принципам относится и принцип доступности правосудия.

В ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на справедли-

вое судебное разбирательство») указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, для защиты частной жизни сторон или, в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Принцип доступности правосудия предполагает, что каждый гражданин должен иметь реальную, практическую возможность осуществить защиту своих прав в судебном порядке. Доступность правосудия проявляется также в отсутствии чрезмерных препятствий на пути обращения в суд и рассмотрения дела в суде, в адекватном размере государственной пошлины.

Основными критериями оценки доступности правосудия являются:

1) информированность о судах, их структуре и порядке работы;

2) информированность о порядке и условиях подачи заявлений;

3) размер судебных расходов;

4) возможность пользоваться услугами представителей.

Использование в гражданском и арбитражном судопроизводстве современных технологий вносит соответствующие изменения в практическую реализацию принципа доступности правосудия.

Два первых критерия отражают общую организацию судебной деятельности. Помимо размещения соответствующей информации на стендах, в брошюрах и т. п., находящихся непосредственно в специальном (для посетителей) помещении суда, для обеспечения доступности правосудия необходимо, чтобы данная информация размещалась на сайтах судов.

№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принцип доступности правосудия эффективно реализуются по первым двум критериям.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 6 предусматривает, что одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 10 данного Закона суды для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Также Закон предусматривает, что в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Статья 14 указанного Закона содержит перечень основной информации о деятельно -сти судов, размещаемой в сети «Интернет»:

1) общая информация о суде (наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; организационная структура суда, а также структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда; перечень законов, регламентирующих деятельность суда; регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной по-

шлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учётом особенностей соответствующего судопроизводства);

3) тексты судебных актов, размещаемые с учётом требований Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; порядок обжалования судебных актов;

4) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

5) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

6) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

7) информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, включая содержание вне-процессуальных обращений и сведения об их субъектах;

8) данные судебной статистики;

9) информация о кадровом обеспечении суда и прочее.

Размещение указанной информации на сайтах судов значительно облегчает доступ к правосудию для различных субъектов общественных отношений. Данная информация должна размещаться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов (ч. 7 ст. 14).

Кроме того, возможности реализации принципа доступности правосудия с учётом

первых двух критериев повышаются в значительной степени с учётом применения и развития таких элементов системы электронного правосудия, как размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами, размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие», подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет», размещение информации о движении дела, получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж», получение судебных извещений в электронной форме.

Одним из основных элементов системы электронного правосудия является использование в судах видеоконференц-связи. Применение видеоконференц-связи в арбитражном и гражданском процессе обеспечивает лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса возможность при содействии суда по месту их фактического нахождения принять непосредственное участие в судебном заседании. Участие лиц в судебном процессе через видеоконференц-связь влияет на третий критерий принципа доступности правосудия (размер судебных расходов), так как позволяет снизить размер судебных расходов в связи с тем, что такие лица не несут расходы по проезду к месту рассмотрения дела и расходы на проживание, а также экономят свое время.

Что касается четвёртого критерия (возможность пользоваться услугами представителей), то возможности системы электронного правосудия позволяют упростить доступ к правосудию, правосудие становится доступным даже без представителей. Размещение на сайтах судов образцов заявлений, обращений, жалоб, предоставление специальных компьютерных программ по расчёту го -сударственной пошлины, определению сроков, подведомственности и подсудности дел создают широкие возможности участия в судопроизводстве для лиц, не имеющих специального юридического образования и не желающих по каким-либо причинам воспользоваться услугами представителей.

С одной стороны, новые технологии упрощают доступ к правосудию, с другой - могут ограничить его. Речь идёт о такой категории лиц, участвующих в деле, которые не владеют навыками работы с современными информационными технологиями или не имеют соответствующего оборудования, программного обеспечения, возможности использования сети «Интернет». Такие лица будут вынуждены обращаться за помощью к профессиональным юристам, что значительно сужает их право на доступ к правосудию, а при отсутствии достаточных финансовых возможностей получить профессиональную юридическую помощь такое право невозможно будет реализовать. С учётом данного фактора установление электронной судебной коммуникации как единственной формы общения участников гражданского и арбитражного процесса, когда право использования электронных технологий переходит в обязанность, будет создавать чрезмерные препятствия на пути обращения в суд и ограничивать доступность правосудия как возможность свободной реализации гражданами права на судебную защиту.

В данном случае интересен опыт Израиля, где было принято одно из приемлемых решений: обеспечить возможность электронной подачи документов в суд бесплатно в специальных клиниках, а также в общественных центрах, где поданные в письменной форме документы сканируются и заносятся в информационную систему работниками аппарата таких организаций. Заслуживают внимания и другие варианты решения проблемы, например создание похожих систем в зданиях судов .

Таким образом, условием эффективно -сти применения современных информационных технологий в арбитражном и гражданском процессе выступает обеспечение доступности правосудия. В то же время новые технологии вносят изменения в реализацию принципа доступности правосудия. Посред-

ством электронных технологий доступ к правосудию упрощается. Основной проблемой, связанной с принципом доступности правосудия, является вопрос императивности электронной формы процесса. Представляется, что такая обязательность будет несовместима с принципом доступности правосудия, так как право доступа к правосудию и право быть услышанным стороной, не имеющей технического оборудования или доступа в сеть «Интернет», будет нарушено, если не будет найдено оптимальное решение, которое позволит обеспечить возможность участия в судопроизводстве для указанной категории участников арбитражного и гражданского процесса.

1. Курочкин С. А. Гражданский процесс в системе социального управления // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 7. -С. 39.

2. Решетняк В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Кудрявцева Е. В. Тенденции развития английского гражданского процессуального права после принятия Правил гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. - 2012. - № 2. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. - 2011. - № 2. - С. 51.

5. Терехова Л. А. Электронное правосудие: учебное пособие. - Омск, 2013. - С. 11.

6. Сидоренко В. М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 7.

7. Малешин Д. Я., Филатова М. А., Ярков В. В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. - 2008. -№ 11. - С. 97.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать
Туризм – хобби или профессия Идеальное резюме турагента
Разница между участником и учредителем Учредителями и участниками общества не могут быть