Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и«географическая среда»? Материал к методике.

ЦЕЛЬ : Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ :

  1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
  2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ : До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов».

При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:

«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».

Корова-лошадь

Воробей-курица

Ворона-воробей

Трамвай-автобус

Поезд-самолет

Сани-телега

Утро-вечер

Дождь-снег

Вечер--утро

Река-птица

Стакан -петух

Яблоко-вишня

Дуб-береза

Озеро-река

Обман-ошибка

Голод-жажда

Сказка–песня

Корзина-сова

Волк-луна

Ветер-соль

Летчик-танкист

Учитель-врач

Золото–серебро

Маленькая девочка- большая кукла

Картина-портрет

Молоко-вода

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
  2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
  3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сравниваемые пары понятий

количество признаков сходства

одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме

функциональное сходство

относятся к одному классу (одному родовому понятию

количество признаков различия

различие в размере, цвете, форме

функциональные различия

Относятся к различным родовым понятиям

Всего признаков

ПРИМЕЧАНИЕ : Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД : Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.

Цель: методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков

Описание:

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Стимульный материал:

1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи- коньки

5. Трамвай – автобус

6. Река – озеро

7. Велосипед – мотоцикл

8. Собака – кошка

9. Ворона – рыба

10. Лев – тигр

11. Поезд – самолет

12. Обман – ошибка

13. Ботинок – карандаш

14. Яблоко – вишня

15. Лев – собака

16. Ворона – воробей

17. Молоко – вода

18. Золото – серебро

19. Сани – телега

20. Воробей – курица

21. Дуб – береза

22. Сказка – песня

23. Картина – портрет

24. Лошадь – всадник

25. Кошка – яблоко

26. Голод – жажда

Анализ результатов:

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно- логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого.

Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Анализ результатов.

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний - десять-пятнадцать черт, низкий - менее десяти черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия. часто ли он употреблял родовые понятия.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов.

После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.

Бланк регистрации ответов по методике «Сравнение понятий»

ФИО_____________________________ Возраст______ Дата______________________

Пара слов

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Утро-вечер

Корова-лошадь

Лётчик-танкист

Лыжи-коньки

Трамвай-автобус

Река-озеро

Велосипед-мотоцикл

Собака-кошка

Ворона-рыба

Поезд-самолет

Обман-ошибка

Ботинок-карандаш

Яблоко-вишня

Лев-собака

Ворона-воробей

Молоко-вода

Золото-серебро

Сани-телега

Воробей-курица

Дуб-береза

Сказка-песня

Картина-портрет

Лошадь-всадник

Кошка-яблоко

Голод-жажда

1 См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

2 Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.

Ныне термин международный бизнес (или его менее распространенный русский эквивалент международное предпринимательство) прочно вошел в обиход. В учебных планах вузов имеется дисциплина «Международный бизнес». Одной из специализаций при подготовке специалистов по мировой экономике в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 г. является специализация «Международный бизнес». Однако наиболее часто в российских вузах изучалась дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность предприятий». Имелась также и специализация «Внешнеэкономическая деятельность предприятий» в рамках специальности «Мировая экономика». Поэтому необходимо более внимательно проанализировать сходство и различия между международным бизнесом и внешнеэкономической деятельностью предприятия.

В Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

На практике внешнеэкономическая деятельность предприятий понимается как сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок, или как деятельность, связанная с самостоятельным выходом предприятий на внешний рынок . Таким образом, внешнеэкономическая деятельность сходна с международным бизнесом. Однако следует иметь в виду, что внешнеэкономическая деятельность предприятия, сколь важна она ни была бы для предприятия, в большинстве случаев является дополнением к деятельности предприятия, связанной с реализацией большей части продукции на внутреннем, отечественном рынке. Сам процесс производства при этом остается в рамках национальной экономики, в известном плане в отрыве от международного рынка, за исключением импортного компонента, и только некоторая часть продукции предприятия поступает на внешний рынок.

Хотя международное производство чаще ассоциируется с прямыми иностранными инвестициями, это не совсем точно. Во-первых, может иметь место реинвестирование прибылей, полученных от прямых инвестиций, в экономику той же страны, в которой прибыль была получена. Во-вторых, в современных условиях получили распространение способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале. В «Докладе о мировых инвестициях» ЮНКТАД за 2011 г. отмечается, что в последнее время получили распространение такие формы международного производства, как подрядное промышленное производство, аутсорсинг услуг, подрядное сельское хозяйство, франшизинг (франчайзинг), лицензирование, управленческие контракты и другие формы взаимоотношений, с помощью которых ТНК координируют деятельность компаний принимающих стран, не участвуя в их капитале.

Таким образом, определение международного бизнеса можно модифицировать: международный бизнес означает конкретную производственно-экономическую деятельность групп компаний, фирм и предприятий, имеющих общие экономические или деловые интересы, которая охватывает два и более государства, или хозяйственную деятельность материнской компании страны базирования и ее зарубежных филиалов или дочерних, а также зависимых предприятий.

Хотя международный бизнес и национальный бизнес, организуемый частным капиталом, имеют общие черты, например такие как общая цель (организация производства с целью извлечения прибыли), однако имеется и принципиальное отличие международного бизнеса от национального бизнеса. Главным отличием международного бизнеса от национального является то, что предпринимателю приходится иметь дело с законодательной базой в сфере хозяйственной деятельности, отличной от законодательной базы страны базирования.

Некоторые отличия имеет международный бизнес компаний, осуществляющих деловые операции в странах одной и той же интеграционной группировки. Так, в Европейском Союзе принят целый ряд законодательных актов, направленных на унификацию ведения бизнеса в рамках этой интеграционной группировки.

Если в бизнесе участвуют представители двух различных стран, то им приходится иметь дело с двумя законодательными базами - отечественной и иностранной. Если же международная хозяйственная деятельность компании осуществляется в нескольких государствах, то в этом случае приходится иметь дело с несколькими законодательными базами, что, разумеется, требует большего внимания к организации бизнеса и управлению им.

Компания, продукция которой производится на базе отечественного сырья и на отечественном оборудовании и реализуется только на внутреннем рынке, ведет бухгалтерский учет только в одной валюте, не сталкиваясь с необходимостью учитывать расходы и доходы в иной валюте. Она уплачивает налоги в соответствии с одной, национальной налоговой системой, действует в рамках одного предпринимательского права.

В отличие от этого компания - участница международного бизнеса имеет дело с различными системами тарифов, налогов и сборов, более чем одной (а иногда и несколькими) системами предпринимательского права. Ей необходимо отражать в бухгалтерском учете расходы и доходы в разных валютах, использовать международные стандарты бухгалтерского учета.

Пример из практики. В настоящее время в России осуществляется постепенный переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО). Особенность отчетов компаний по МСФО состоит в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях. В 2011 г. около 65% крупнейших российских компаний уже отчитывались по МСФО. Однако малый и средний бизнес сохранит право отчитываться по упрощенной схеме.

Важным отличием международного бизнеса от национального также является то, что национальный предприниматель действует в системе координат, общей для всех национальных производителей.

Это относится как к деловой культуре, так и к определенной системе ценностных установок, что иногда называется национальным менталитетом. В отличие от этого в международном бизнесе предприниматель имеет дело с различными деловыми культурами и различным менталитетом. Недостаточное внимание к этим аспектам может приводить к неудаче, чему в истории международного бизнеса имеется немало примеров.

Вышесказанное необходимо модифицировать с учетом федеративного устройства отдельных государств или многоконфессиональ- ности стран, таких как, например, Россия и Индия, где в известной степени при ведении даже национального бизнеса также следует учитывать разность культур и систем ценностей в различных регионах.

Наиболее полно несходство культуры и менталитета в разных странах выразил Р. Киплинг в своей ставшей знаменитой фразе «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда они не сойдутся вместе». Хотя в современном международном бизнесе эта точка зрения нередко рассматривается как устаревшая и имеющая отношение лишь к национальным системам ценностей и жизненных установок, тем не менее учет конкретных национальных особенностей, национальной деловой культуры является абсолютно необходимой составляющей любого успешного международного хозяйственного начинания.

Вышеприведенное высказывание Р. Киплинга можно толковать и в более широком плане. В английском языке имеется пословица « When in Rome, do as the Romans do» (Когда находишься в Риме, делай, как римляне). Применительно к международному бизнесу его можно трактовать следующим образом: осуществляя операции в чужой стране, нельзя вести дела по-своему, так, как это делается в родной стране, нужно обязательно учитывать законы, правила и обычаи другого государства.

Международный бизнес предполагает не только реализацию на внешнем рынке все возрастающей доли продукции компании, но - и этом суть дела - разделение производственного процесса между юридическими или физическими лицами, находящимися в разных странах, различными подразделениями фирмы или компании, находящимися в разных юрисдикциях.

Для иллюстрации данного положения воспользуемся индексом транснационализации (транснациональности) компаний, который рассчитывается специалистами ЮНКТАД и регулярно публикуется в «Докладах о мировых инвестициях». Индекс представляет собой выраженное в процентах частное отделения суммы трех индексов - отношения объема зарубежных активов к суммарному объему активов компании, отношения объема зарубежных продаж к суммарному объему продаж и отношения численности занятых на зарубежных предприятиях к общему числу занятых в компании. Этот итоговый индекс позволяет судить о степени участия компании в международном разделении труда между странами и ее участии в международном производстве.

Так, поданным 2011 г., телекоммуникационная компания «Вода- фон», базирующаяся в Великобритании, имела индекс 90,2, а ТНК «АрселорМиттал» (сталелитейная компания), штаб-квартира которой находится в небольшом Люксембурге, - 90,5. Еще выше (96,9) был индекс транснациональности у швейцарской компании - производителя продуктов питания «Нестле». В этих случаях неправомерно говорить о внешнеэкономической деятельности вышеупомянутых компаний. Эти ТНК - яркие представители собственно международного бизнеса.

Разумеется, большинство крупных ТНК имеет индекс значительно меньше 90,0, однако по подсчетам для первой сотни наиболее крупных нефинансовых частных компаний в среднем он превышает 67,1, а среднеквадратическое отклонение равняется 16,5. Следовательно, для многих из первой сотни самых крупных международных компаний зарубежное производство становится важнейшим, а в ряде случаев даже главным фактором их развития.

Анализ показывает, что европейские ТНК интегрированы в международное производство в большей степени, чем американские и японские. Менее интегрированы в международное производство компании из развивающихся и транзитивных стран. Так, индекс транснационализации крупнейших компаний из Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. не превышал 28,0, что имеет свои причины. Европейские страны уже долгое время действуют в рамках интеграционной группировки. Компании США имеют огромный внутренний рынок сбыта, а островное положение Японии, своеобразная культура и сложный язык не в полной мере способствуют участию местных компаний в международном разделении труда. Что касается стран СНГ и Юго-Восточной Европы, то компании из этих регионов лишь начинают осваивать нарождающееся единое мировое экономическое пространство, которое и есть наиболее полное воплощение развивающегося процесса глобализации.

Размышляем самостоятельно. Можно ли предположить, что процессы транснационализации бизнеса в странах СНГ с образованием Таможенного союза и присоединения России к ВТО будут развиваться более активно?

Процесс транснационализации бизнеса оказывает все более заметное воздействие на международное разделение труда, хотя в нем сохраняются и традиционные формы, такие как, например, специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции. Так, в 2010 г. доля углеводородного сырья в экспорте Азербайджана составила 93,7%, Алжира - 98,3, Брунея - 97,4, Экваториальной Гвинеи - 94,8, Кувейта - 91,0%. В экспорте Парагвая продовольствие превысило 85%, а удельный весь металлоруды в экспорте Мавритании - 65,2%.

Однако для современного международного разделения труда характерна более высокая стадия развития. В мировом экспорте доля продукции обрабатывающей промышленности по стоимости превышает 2 / 3 общего объема вывозимых товаров.

В современном МРТ используется как единичное, таки подетальное и постадийное разделение труда. В настоящее время в некоторых случаях вообще невозможно утверждать, что продукция компании целиком производится только в одной, конкретной стране. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность. Так, «Дженерал моторе» производит автомобили марки «Шеви» в Канаде, а пикап «Сьерра» в Мексике (хотя штаб-квартира компании находится в Детройте, США). Автомобиль марки «Мустанг» компании «Форд» собирается в Мичигане, но трансмиссии поступают из Китая, Франции, Великобритании и Мексики.

Для современного международного бизнеса характерным является аутсорсинг (более подробно см. главу 10). В 2004 г. компания «Форд» получала детали для своих автомобилей от 3300 поставщиков из разных стран, к концу 2011 г. компании удалось снизить это число примерно до 1350. В среднесрочной перспективе компания намечает уменьшить число фирм-поставщиков до 850, а в последующем - до 750. Это намерение компании объясняется стремлением улучшить координацию своей производственной деятельности: очевидно, что с меньшим числом поставщиков деталей и частей для автомобиля это сделать легче.

В качестве примера постадийного разделения труда можно привести известное лекарство ОМАКОР, которое производится компанией «Каталент Ю.К. Свиндон Энкэпс Лимитед» в Великобритании. Однако фасовка и упаковка осуществляются датской компанией «ГМПэк Апс», а выпускающий контроль качества производится немецкой компанией «Эбботт Продактс ГмбХ».

Как следует из вышесказанного, международный бизнес в его нынешнем виде порожден по второй половине XX в., хотя отдельные его черты, такие как внешняя торговля и экспорт капитала, имелись в более ранний период, они продолжают существовать и в современном международном бизнесе, однако приобретают более широкий и глубокий характер.

В международной торговле еще в первой половине XX в. основную долю составляло сырье. Это означало, что производство готового продукта из вывезенного сырья осуществлялось в другой стране большей частью другими компаниями или фирмами. Примером может служить рост производства хлопка в Египте в первой половине XX в.

для британских текстильных фабрик. Современная торговля, в которой преобладает продукция обрабатывающей промышленности и возрастает доля услуг, несомненно, представляет собой более высокую форму организации международного обмена товарами и услугами.

Таким образом, в отличие от внешнеэкономической деятельности, где во главу угла ставится выход операций (как правило, торговых) компании за национальные границы, международный бизнес означает осуществление производственных операций в нескольких странах, которые (как правило, но не всегда) разделены таможенными границами. При этом удельный вес производства и сбыта продукции международной компании за пределами страны базирования может быть значительно больше, чем в стране базирования.

Как отмечалось выше, ярким примером в этом отношении может служить компания «Нестле». Штаб-квартира компании находится в Швейцарии. На своем сайте компания сообщает, что число занятых в компании (2012 г.) составляет 330 000 чел. Она имеет заводы или ведет деловые операции почти во всех странах мира. Географическое распределение продаж в 2011 г. было следующим: Европа - 31%, Северная и Южная Америка - 45, Азия, Океания и Африка - 24%.

Основным моментом в любом случае остается завоевание и удержание позиций компании на зарубежных рынках. Так, из географического распределения продаж «Нестле» видно, что, хотя в Азии и Африке живет более половины населения земного шара, в 2012 г. на эти регионы пришлось 23% суммарного объема продаж компании. Конечно, уровень дохода на душу населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых странах с рыночной экономикой. Тем не менее «Нестле» намерена усилить свое присутствие в Африке. В последние годы она осуществила значительные инвестиции в этот регион.

Вышесказанное не означает, что если вышеупомянутый индекс транснационализации компании менее 50%, то она не является участником международного бизнеса, а занимается внешнеэкономической деятельностью. Логика развития компаний такова, что в условиях глобализации мировой экономики полем деятельности сначала крупных, а затем и средних компаний становится все мировое экономическое пространство.

Пример из практики. Индекс транснационализации российской ГМК «Норильский никель» - ниже 40%, однако производственные подразделения Группы находятся на трех континентах в пяти странах мира - России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР, а сбытовые подразделения имеются в Великобритании, Швейцарии, США, Китае. При этом индекс зарубежных продаж компании к общему в 2010 г. составил более 90.

Поэтому применительно к современным транснациональным компаниям неправомерно подразделять рынки их операций на отечественный (национальный) и зарубежный. Так, для вышеупомянутых компаний «Водафон», «АрселорМиттал» и «Нестле» более справедливо было бы говорить о рынке страны базирования компании и зарубежных рынках. Под зарубежными рынками в данном контексте понимаются как мировые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, так и национальные рынки стран, которые не являются рынком страны базирования компании.

Поскольку с возрастанием индекса транснационализации компании для нее возрастет значение деятельности на зарубежных рынках, переноса производственной деятельности из страны базирования в другие страны, то происходит определенный отрыв экономической базы деятельности компании от ее национальной институциональной основы. Поэтому возникает объективная основа для противоречия между ТНК (а также транснациональными банками (ТНБ)), с одной стороны, и государствами современного мира, с другой, которое является одним из главных противоречий процесса глобализации мировой экономики.

При этом противоречия отмечаются не только между ТНК и странами, в которых открыты их филиалы, но и между ТНК и странами их базирования. Одним из проявлений этих противоречий является возрастающее недовольство тем, что ТНК создают рабочие места в зарубежных филиалах, а в стране базирования занятость сокращается. Это особенно отчетливо проявилось, например, во время мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. С октября 2007 г. и до начала 2010 г. число рабочих мест в США снизилось примерно на 8,5 млн, а в зарубежных филиалах американских компаний оно возросло и в 2008 г., и в 2009 г.

Деловые операции компании - участницы международного бизнеса могут представлять собой пространственно распределенное производство товаров (кооперирование с компаниями или филиалами данной компании в других странах в производстве готового продукта) или внешнеторговые операции (экспорт и импорт товаров и услуг), международные инвестиционные операции, наем иностранной рабочей силы, научно-техническое сотрудничество в совместной разработке и (или) производстве товаров и услуг.

Отдельные стороны международного бизнеса, в том числе и на более ранних стадиях его развития, были представлены в курсе «Международные экономические отношения» - внешняя торговля (товарами и услугами), экспорт и импорт капитала.

Основной целью хозяйственной деятельности является превышение полученного материального результата над вложенными в производство ресурсами. Этот результат может выступать в виде прибыли, процента, ренты и т.д.

  • См.: Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф.Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 6-7.

Самым надежным и важным из всех принципов индукции является, пожалуй, принцип единственного различия. Он говорит: если какое-то обстоятельство имеет место, когда наступает исследуемое явление, и отсутствует, когда этого явления нет, а все другое остается неизменным, то данное обстоятельство и представляет собой вероятную причину явления.

ЕДИНСТВЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ

Принцип единственного сходства: если какое-то обстоятельство постоянно предшествует наступлению исследуемого явления, в то время как иные обстоятельства изменяются, то это обстоятельство есть, вероятно, причина данного явления.

Допустим, мы ищем причину плохого роста посеянных растений (обозначим это явление буквой X). Прежде всего составим перечень всех тех явлений, которые способны, как мы предполагаем, оказаться такой причиной. Наше подозрение может, в частности, упасть на вредителей растений (обозначим этот фактор буквой А), на высокую температуру (В), недостаточную влажность (С), неблагоприятный химический состав почвы (D), плохую ее вспашку (Е).

Теперь исследуем несколько полей, на которых посеяны эти растения, и составим сводную таблицу:

1. В условиях А, В, С, D, но не Е имеет место X.

2. В условиях А, В, С, Е, но не D имеет место X.

3. В условиях А, С, D, Е, но не В имеет место X.

4. В условиях В, С, D, Е, но не А имеет место X.

Значит, по всей вероятности, С есть причина X.

Таблица показывает, что всем случаям наличия Х сопутствует только фактор С. Иными словами, все ситуации, в которых посеянные растения развиваются плохо, сходны в одном-единственном свойстве: недостаточной влажности. Из этого мы заключаем, что причиной плохого роста растений является, вероятно, именно недостаточная влажность.

Общая схема этого принципа:

1. В условиях А, В, С, D имеет место X.

2. В условиях А, В, D, но не С отсутствует X.

Вероятно, что С есть причина X.

Например, в нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, гаснет. Из этого можно заключить, что кислород - необходимая предпосылка горения.

На поле, которое было хорошо удобрено, хлеба буйно пошли в рост. На соседнем, в общем точно таком же поле удобрения не применялись и посевы развивались плохо. Единственное различие этих полей - удобрения - и является, скорее всего, причиной хорошего роста растений.

Сад, где выращивались груши сорта «вильямсия», буйно цвел, но не плодоносил, хотя климатические условия были благоприятными. Возник вопрос, отчего это. Было замечено, что плодоносили только те деревья «вильямсии», возле которых росли случайно сохранившиеся экземпляры груш сорта «фаворитка». Из этого был сделан вывод, что соседство с «фавориткой» находится в причинной связи с плодоношением «вильямсии». Этот вывод оказался правильным. Последующее изучение выявило тот факт, что груши сорта «вильямсия» плодоносят только после опыления их цветов пыльцой другого сорта.



Принципы единственного сходства и единственного различия, примененные вместе,дают объединенный принцип сходства и различия: ecw два или большее число случаев, когда наступает данное явление, сходны только в одном обстоятельстве, в то время как два или больше случаев, когда этого явления нет, различаются толь» тем, что данное обстоятельство отсутствует, то это обстоятельство и есть, вероятно, причина рассматриваемого явления.

Одна из наиболее простых и информативных методик для исследования мышления, процессов анализа и синтеза. Доступна испытуемым с любым образовательным уровнем. Испытуемому предлагают пары слов, обозначающих различные предметы, и просят их сравнить, т.е. выделить сходства и различия между ними. В наборе содержатся понятия разной степени общности и несравнимые понятия. Испытуемого предупреждают, что могут быть и несравнимые пары. Нередко именно несравнимые понятия оказываются очень показательными для обнаружения расстройств мышления.

Стимульный материал к методике «Сравнение понятий».

1. Яблоко – мяч

2. Молоко – чернила

3. Каменный уголь – бензин

4. Вода – керосин

5. Глобус – бабочка

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Ночь – плащ

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Корова – лошадь

19. Трамвай – автобус

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет

Испытуемого просят сказать, чем похожи предлагаемые понятия, и записывают все его ответы. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если задача понятна не сразу, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Оценка результатов качественная. Следует учитывать, удается ли испытуемому выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Наиболее точным считается определение, при котором отмечается родовая принадлежность предметов (например, «тарелка и ложка – это посуда»); на более низкой ступени находится определение по функциональным признакам («тарелка и ложка предназначены для того чтобы есть»), совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные, конкретно-ситуационные признаки предметов.

Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствуют о невысоком уровне обобщения и склонности к конкретному мышлению. При снижении уровня обобщения испытуемый устанавливает в большинстве случаев внешние несущественные конкретно-ситуационные связи, например: «слон и мышь серые», «имеют по четыре ноги»; при сравнении понятий «река» и «птица» – « водоплавающая птица может плавать по реке» и т.д. При трудностях формирования направленных связей испытуемый выделяет различия, а не сходства (например, «молоко белое, а чернила цветные»).

При исследовании данной методикой следует отмечать не только способность обследуемого выделять основные признаки, но и четкость формулировки. При этом можно обнаружить расплывчатость суждений, излишнюю детализацию, склонность к резонерству.

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.

Для более адекватной оценки мышления испытуемого с помощью этой методики следует учитывать возможность коррекции его ответов; о нарушениях мышления можно говорить только в том случае, если испытуемый продолжает делать ошибки после объяснений экспериментатора и предложенных им примеров правильных решений.

Оценивается также логичность высказываний испытуемого. При инертности и вязкости мышления испытуемый «соскальзывает» при сравнении понятий со сходства на различия или вообще отвлекается на незначительные, второстепенные признаки и может потерять нить рассуждений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Презентация
Единство происхождения человеческих рас презентация
Предложения по повышению эффективности деятельности предприятия Повышение эффективности деятельности предприятия в современных условиях