Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Издержки производства в краткосрочном периоде– это. Г высокий уровень социальной дифференциации Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS) или излишек (избыток) товаров на рынке (QD < QS)

Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

Товар дефицитный, если величина спроса на товар больше величины его предложения.

Потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена ("потолок цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации. В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные. Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара, и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен "подрезает” излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны. Поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те кто продает (или распределяет) дефицитный товар заинтересованы в его сохранении, так как он становится источником их доходов (так как увеличивает размеры неденежных затрат). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными” предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QE товаров на рынке.

Экстерналия (внешний эффект) в экономике -- воздействие рыночной транзакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Основы понятия были введёны в 1920 году Артуром Пигу в книге "Экономическая теория благосостояния". Само словосочетание "внешние эффекты" ввел Пол Самуэльсон в 1958 году

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз" (eng. Deadweight Loss)), нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Стэнли Фишер: "Внешний эффект имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах".

Тот факт, что общественные блага являются в основном неконкурентными (non-rival), означает, что предоставление этих благ одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Поэтому, если потенциальные потребители сталкиваются с проблемой финансирования общественных благ, то у них возникает искушение скрыть свою истинную готовность уплатить за него (willingness to pay), так как они надеются воспользоваться благом, оплаченным другими. Если величина блага не может изменяться, то оно будет предоставлено всем в равном количестве, и тот, кто отказался от его финансирования, будет, тем не менее, получать выгоды от его существования. Если величина блага может меняться (например, различные количества чистого воздуха), то объявленный отказ уплатить за него уменьшит предоставляемое количество, однако и в этом случае отказавшийся будет иметь выгоду, так как он получит благо, не заплатив за него. Поэтому такие индивиды называются безбилетниками. Если это явление приобретет широкий размах, то образуется систематическое недопроизводство общественных благ, и возникает ситуация, при которой поставка блага, как правило, должна осуществляться правительством. Сейчас широко обсуждается вопрос о том, велико ли количество фактических безбилетников. Некоторые эксперименты по выявлению готовности к уплате показали, что истинные и выявленные предпочтения расходятся незначительно.

Налог-- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерные черты налога следующие:

  • · обязательность;
  • · индивидуальная безвозмездность;
  • · отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • · направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

  • · прямые;
  • · косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция -- это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

  • · центральные;
  • · местные.

В России существует трехуровневая система:

  • · федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • · региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • · местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

  • · маркированные;
  • · немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики -- они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

  • · пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  • · прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  • · регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то -- 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

  • · налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
  • · земельный налог;
  • · налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  • · налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
  • · НДС;
  • · акцизы;
  • · экспортные тарифы;
  • · налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
  • · налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
  • · целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
  • · налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
  • · сбор на нужды образовательных учреждений;
  • · сборы за парковку автомобилей;
  • · налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) -- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.

В случае, когда налоговая ставка выражена в процентах к доходу налогоплательщика, ее обычно называют налоговой квотой.

Основные виды:

  • · Твёрдые -- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
  • · Пропорциональные (адвалорные) -- действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учёта её величины.
  • · Прогрессивные -- возрастают по мере роста налоговой базы.

Кривая Лаффера (Laffer curve ) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.

Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.

Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.

Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке t max общая сумма доходов государства достигнет максимума Т max . Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t 1 , приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль. Найти оптимальную величину налоговой ставки теоретически невозможно, и многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Но здесь существуют значительные различия: одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж t max , другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога. Безусловно, что реальный мир является очень несовершенной площадкой для проверки результатов столь гигантского эксперимента. Налоговая реформа вместе с другими мерами позволили США увеличить деловую активность, повысить темпы экономического роста (5,5% в 1999 году): "удлинить" деловой цикл и добиться бездефицитного бюджета.

Субсидия -- выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти/ В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

Основные свойства субсидии:

  • · безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
  • · целевой характер
  • · софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой -- поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.

Квота -- норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров, доля возможного участия в совместном деле (производстве, сбыте, экспорте или импорте товаров и т. д.); квота в иммиграционной политике -- ограничение, лимит допустимого ежегодного притока иммигрантов;в знос стран -- членов Международного валютного фонда (МВФ) в капитал фонда.

Ограничительные меры называют квотированием.

В связи с используемой в международной торговле практикой ограничений под квотой понимается также количественный контроль над импортом и его ограничение. Квоты на импорт устанавливаются федеральным правительством для защиты отечественных производителей отдельных отраслей от иностранных конкурентов. Использование подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.

Рыночные структуры в современной экономике.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, -- это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров -- признаков отраслевого рынка.

  • 1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.
  • 2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой -- наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
  • 3. Характер реализуемой на рынке продукции -- стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
  • 4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
  • 5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения -- положи­тельный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных, покупателей.

Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Полиполия -- ситуация, когда на рынке действует ограниченное количество крупных продавцов и при этом полностью действуют законы конкуренции.

В отличие от монополии и олигополии, при которых соответственно существует единственный поставщик уникального товара, услуг или вида деятельности (монополия) при множестве покупателей или же на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополия) при полиполии имеется множество продавцов (поставщиков) и множество покупателей (потребителей). Тем не менее, соотношение количества как тех так и других достаточно для поддержания конкуренции.

Полипсония - ситуация, при которой число покупателей настолько мало, что их действия оказывают реальное воздействие на рыночную цену, причем достаточно большое, чтобы любой покупатель не мог с уверенностью определить влияние своих действий на поведение других покупателей на рынке.

Олигопсония-- ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании. В режиме олигопсонии работает практически весь военно-промышленный комплекс, продукция которого закупается очень ограниченным кругом государственных силовых ведомств или правительствами других стран.

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть -- способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

  • * доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
  • * степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
  • * наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
  • * особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

а) издержки на производство и реализацию продукции

б) постоянные и переменные издержки

в) расходы на приобретение оборудования

Постоянные издержки – это затраты на

а) зарплату управленческого персонала, охраны, проценты по кредитам, амортизацию

оборудования

б) зарплату рабочих, охраны, стоимость сырья и оборудования

в) оплату труда работников, амортизацию оборудования, арендную плату

г) сырье, электроэнергию, процент по кредиту

Увеличение переменных издержек фирмы может произойти в результате увеличения

а) процентных ставок на банковские кредиты

б) местных налогов

в) цен на сырье

г) арендной платы за оборудование фирмы

Средние общие издержки минимальны, когда

а) они равны предельным издержкам

б) общий выпуск продукции минимален

в) общий выпуск продукции максимален

г) переменные издержки минимальны

Вариант №8

Задание 1 .Охарактеризуйте структуру производства. Ответ представьте в виде таблицы.

Задание 2. Решить задачу.

Издержки фирмы-монополиста описываются функцией Функция спроса на продукцию фирмы представлена в виде , тогда степень ее монопольной власти (коэффициент Лернера) составляет...

Задание 3. Решить задачу.

За отчетный период объем сбережений увеличился на 400 ден. ед., тогда как располагаемый доход вырос на 1300 ден. ед. В этих условиях мультипликатор автономных расходов равен...

Задание 4. Кейс-задание.

На графике представлены функция спроса и предложения на некотором национальном рынке. Известно, что правительство приняло решение об установлении максимально возможного уровня цены.

а) Целью подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие может служить….

­ Повышение доступности товара для потребителей

­ Снижение вероятности разорения продавцов

­ Увеличение объема потребления товара

­ Ограничение объема потребления товара

б) Примерами рынка, требующими подобного вмешательства в установившееся рыночное равновесие, могут служить рынки …

­ Изделий из драгоценных металлов

­ Услуг общественного транспорта

Задание 5.

Примером естественной монополии может служить

б) издательство «Коммерсант»

в) метрополитен Москвы

г) фирма «Красный Октябрь»

В отличие от конкурентной фирмы монополист

а) может назначать любую цену на свой продукт

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема

выпуска, которая дает максимум прибыли

Единственный продавец, которому противостоит множество покупателей

а) торгует только однородным товаром

б) ориентируется на потребности покупателей

в) диктует цены

г) не принимает во внимание поведение своих покупателей

Антимонополистическое законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение

а) запрета монополий

б) экономической свободы

в) равных условий конкуренции

г) регулирования цен

На рынке монополистической конкуренции

а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции

в) товары отличаются по исполнению и условиям продажи

г) присутствует единственная фирма- производитель

Вариант №9

Задание 1 . Охарактеризуйте формы и виды собственности. Ответ представьте в виде таблицы.

Разновидности форм собственности Характерные черты Носители собственности и формы хозяйствования
Частная собственность
Индивидуальная собственность (частно-трудовая)
Капиталистическая частная собственность
Коллективная собственность
Кооперативная собственность
Акционерная собственность
Партнерская собственность
Общественная собственность
Государственная собственность
Собственность общественных ор­ганизаций

Задание 2. Решить задачу.

Доходы, расходы и сбережения потребителя за два года представлены в таблице.

Исходя из представленных данных,можно сказать, что средняя склонность к сбережению в 2009 году составила

Задание 3. Решить задачу.

Если номинальный ВНД увеличился с 3500 млрд. ден. ед. до 3850 млрд. ден. ед., а уровень цен за тот же период вырос на 4%, то реальный ВНД…

Задание 4. Кейс-задание.

На рынке фитнес-услуг функции индивидуального спроса двух корпоративных потребителей на абонементы в фитнес-клуб имеют следующий вид: Qd1=90-2P; Qd2=210-3P.

Функция рыночного предложения абонементов имеет вид Qs= -20+35P, где Qd1 и Qd2 спрос первого и второго корпоративного потребителя на абонемент в месяц (шт.), Qs – предложение абонементов в месяц (шт.), P-цена абонемента (тыс.руб.).

Функция рыночного спроса Q D на абонементы в фитнес клуб будет иметь вид…

Задание 5. Тесты. Выбрать правильный ответ.

Данная работа В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Контрольная) по предмету (Макроэкономика и государственное управление), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об по предмету Макроэкономика и государственное управление отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа - В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе В таблице представлены функции спроса и предложения на рынке. Правительство приняло решение об (Макроэкономика и государственное управление) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Макроэкономика и государственное управление рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обусловлена как несовершенством отдельных рынков, так и необходимостью решения макроэкономических задач. Основными методами государственного регулирования рынка являются: государственный контроль над уровнем цен, введение налогов, предоставление дотаций, установление рыночных квот.

Фиксирование цен осуществляется государством в следующих случаях:

1) равновесные цены представляются обществу слишком высокими (государство устанавливает их уровень ниже равновесных, вводя максимальный уровень или потолок цен);

2) равновесная цена представляется слишком низкой для поддержки товаропроизводителей (государством законодательно устанавливаются цены выше равновесного уровня, так называемые минимальные цены или нижний уровень цен).

В первом случае возникает дефицит товара (избыток спроса), а во втором - излишек товара (избыток предложения). Эта ситуация отражена на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Фиксация цен

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию, что чаще всего является следствием политического давления на правительство со стороны сельхозпроизводителей. Однако в этом случае правительство должно решать проблемы, связанные с возникновением избытка продукции на рынке. Часто правительство закупает весь этот излишек на деньги налогоплательщиков. Но оно не может «выбросить» закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведёт к понижению рыночных цен.

Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку в этом случае государство составляет конкуренцию своим же частным экспортерам на внешнем рынке, тем самым сокращает частный экспорт, что приводит к увеличению предложения и падению цен внутри страны. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования (хранить, уничтожать, оказывать безвозмездную помощь другим странам и т.д.).

В попытке сократить избыток продукции правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, оно может установить каждому производителю квоты на объём производимой продукции или пределы посевных площадей, может платить премии за их сокращение и т.д. Это приведёт к сокращению предложения и снижению избытка продукции. Но эти меры требуют создания специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т.д. В связи с этим многие зарубежные экономисты подвергают сомнению экономическую целесообразность установления государственных фиксированных цен выше уровня цены равновесия.

При установлении потолка цен ниже равновесного уровня государство, как правило, пытается решить те или иные социальные проблемы. Например, если равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п. Вследствие введения фиксированных цен ниже равновесного уровня возникает устойчивый дефицит товаров.

Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам физической возможности получения данного товара .

Другое негативное последствие установления административной цены ниже равновесного уровня - возникновение «чёрного рынка» с очень высокими ценами. Чёрный рынок является спутни-

ком дефицита, так как часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. В результате низкая цена приводит к ограничению объёма предложения на уровне Q s 2 . Этот фиксированный объём продукции приводит к смещению кривой предложения из положения S в положение Si и формированию цены чёрного рынка на уровне P 2 , значительно превышающем равновесный уровень Р Е (см. рис. 3.9). В итоге отмечается снижение уровня благосостояния потребителей.

^ Иллюстративная задача

Спрос и предложение описываются уравнениями: Q d = ~ = 8000 - 12Р и Q s = 4Р- 750. Как сложится ситуация на рынке,

если административно будет установлена цена, равная 500 ДЕ? Какой при этом будет цена «чёрного рынка»? Решение

При Р = 500 ДЕ Q d = 8000 - 12 500 = 2000 шт., а Q s = = 4 · 500 - 750 = 1250 шт. Так как Q d > Q s , на рынке сложится ситуация избытка спроса (дефицита товара) в размере 2000 - 1250 = 750 шт.

При Р = 500 ДЕ производители будут поставлять на рынок объём продукции, равный 1250 шт. Подставим этот объём в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р, 12Р = 6750, Р = 562,5 ДЕ. Это и есть цена «чёрного рынка», намного превышающая государственную цену.

Противодействуя дефициту, государство может либо увеличить предложение недостающих благ за счёт дополнительных закупок за рубежом, либо уменьшить спрос на товар путём рационирования, т.е. установления ограничений на объёмы покупок (например, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать потребление дефицитных товаров). Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен .

Рационирование - это ограничение государством объёма закупок на определённые товары.

Косвенные налоги. Механизм уплаты косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенных пошлин) предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства. В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Изменение рыночного равновесия под влиянием косвенного налога

Продавец будет вынужден запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога. Это приведёт к смещению кривой равновесия влево вверх и установлению новой точки равновесия (E 1), которой будет соответствовать новая, повышенная равновесная цена (E ei) и новое, уменьшенное равновесное количество (Qet)- Это значит, что покупателю придётся платить больше, чем до введения налога. Но не выиграет и продавец. Ведь из продажной цены каждого товара ему придётся отдать государству сумму, равную величине налога. В результате «цена за вычетом

налога», т.е. то, что реально достанется продавцу, составит только Ps, что явно меньше, чем Р Е.

Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, умноженной на число проданных товаров (Т· Q 1). На графике они составят прямоугольник P s Р Е1 Е 1 А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть налога будут платить покупатели, часть - продавцы.

На рис. 3.10 видно, что налоговые платежи располагаются точно в той части графика рыночного равновесия, где прежде располагались излишки потребителя и производителя, т.е. государство с помощью налогов изымает в свою пользу их часть. При этом заштрихованный треугольник АЕЕі, отражающий ещё одну часть сокращения объёма излишков потребителя и производителя, не войдёт и в доходы государства, т.е. просто пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.

I- "* Иллюстративная задача

0 Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 100 - Р и Q s = 2Р - 50. Государство вводит 10%-й налог с продаж. К каким последствиям это приведёт?

После введения налога изменится функция предложения, так как 10 % от цены нужно будет заплатить в виде налога. Следовательно, у предприятия останется 0,9Р, тогда функция предложения будет описываться выражением Q s = 2Р · 0,9 - 50.

Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 100 - Р = 2Р · 0,9 - 50, следовательно, P e * = 54 ДЕ, Q e * = 46 шт.

До введения налога: 100 - Р = 2Р - 50, следовательно, P e = 50 ДЕ, Q e = 50 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена выросла на 4 ДЕ, а равновесный объём снизился на 4 шт.

Степень воздействия косвенных налогов на объём продаж, а также распределение налогового бремени зависят от наклонов линий спроса и предложения. Потребители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии спроса, либо при горизонталь-

ной линии предложения. Производители полностью оплачивают налог либо при вертикальной линии предложения, либо при горизонтальной линии спроса . Чем менее эластичен спрос и более эластично предложение, тем большая часть налога ложится на потребителей и меньшая - на производителей. Учитывая, что с течением времени эластичность предложения увеличивается, то всё большая часть налога перекладывается на плечи потребителей.

Таким образом, введение налогов вызывает сдвиг кривой предложения влево, повышение рыночной цены и сокращение объёмов продажи товаров.

Субсидии и дотации. Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии и дотации.

Субсидия (subsidy) - разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств бюджета или из специальных фондов физическим или юридическим лицам, местным органам, другим государствам.

Дотация - государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели.

Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя (поддержать убыточное предприятие или дорогостоящий высокотехнологичный проект). Дотации или субсидии (Н) вызывают смещение кривой предложения (рис. 3.11) из положения S в положение S 1 . В результате возникает новая точка равновесия (E 1) и соответствующие ей равновесная цена (Pe 1) и равновесный объём (Q e 1).

За каждый проданный товар производитель получит доплату (Н), т.е. фактическая продажная цена товара с учетом субсидии для него будет

Общая сумма затрат государства на субсидии равна величине потоварной субсидии, умноженной на число проданных товаров что на графике соответствует площади прямоугольника

Рис. 3.11. Изменение рыночного равновесия под влиянием дотации

По сравнению с прежней равновесной ценой Р Е производи-

производителю, ни потребителю, фактически это чистые потери общества от предоставления субсидии. Как и в случае с налогами, за искусственное отклонение точки равновесия от естественного уровня приходится платить - часть суммы дотации пропадает.

Иллюстративная задача

Спрос и предложение заданы функциями: Q d = 1200 - 5Р

и Q s = 500 + 5Р. Государство предоставляет субсидию производителю в размере 10 ДЕ на одну единицу продукции. Как изменятся равновесная цена и равновесный объём после введения субсидии? Чему будет равна цена реализации продукции для производителя?

После введения субсидии в размере 10 ДЕ на единицу продукции изменится функция предложения: Q s = 500 + 5 (Р+10). Спрос, оставшийся неизменным, приравняем к новому выражению для предложения: 1200 - 5Р = 500 + 5 (Р +10). Следовательно, Р Е = 65 ДЕ, Q e = 1200 - 5 · 65 = 875 шт.

До введения субсидии рынок характеризовался параметрами: 1200 - 5Р = 500 + 5Р, следовательно, Р Е = 70 Де, Q e = 850 шт.

Таким образом, равновесная рыночная цена снизилась на 5 ДЕ, а равновесный объём вырос на 25 шт.

Цена производителя составит: P s = P 0 + Н = 65 + 10 = = 75 Де, что выше первоначального равновесного уровня

на 5 ДЕ (Pq = 70 ДЕ).

Таким образом, введение правительством субсидий и дотаций производителям вызывает сдвиг кривой предложения вправо, увеличение равновесных объёмов производства продукции, снижение равновесных цен. Субсидирование потребителей вызывает соответственно рост доходов потребителей, сдвиг кривой спроса вправо, повышение рыночной цены, увеличение равновесного объёма продаж. В любом случае дотирование и субсидирование влекут за собой увеличение излишков потребителей и производителей, рост их благосостояния.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать
Туризм – хобби или профессия Идеальное резюме турагента
Разница между участником и учредителем Учредителями и участниками общества не могут быть