Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аппаратчик в производстве драгоценных металлов. Аппаратчик в производстве драгоценных металлов Оператор в производстве цветных металлов


Ведет технологический процесс в соответствии с технологическими инструкциями по показаниям контрольно-измерительных приборов. Осуществляет пуск и остановку технологического оборудования Ведет автоматическое и ручное регулирование процесса по месту и с пульта управления. Контролирует и регулирует параметры технологического режима процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов и результатам анализов. Оценивает качество сырья, полупродуктов и готового продукта по результатам анализов. Ведет учет сырья, полупродуктов и готовой продукции. Отбирает пробы на анализ и проводит несложные анализы. Ведет производственно-техническую документацию. Подготавливает оборудование к работе.


Ведет процесс плавки, переплавки, рафинирования цветных металлов и сплавов, пульверизации алюминия для получения алюминиевого порошка, плавки руд, агломерата, огарка, концентраторов, обслуживание печей, выпускных отверстий. Подготавливает материалы для плавки. Составляет шихту по заданному составу. Подает и загружает шихту, флюсы и другие материалы к печи, питатели. Производит выпуск металла, шлака, штейна и разливку. «Плавильщик»


Обслуживает вспомогательное оборудование. Осуществляет осмотр и чистку фурм леток, наблюдает за их работой, режимом дутья, уровнем шлака и металла в печах. Производит разделку и заделку леток. Определяет готовность металла и шлака. Регулирует положение электроводов электропечей, температуру или интенсивность процесса горения, поступление воды в кессоны.


Подает сигналы о выпуске шлака. Подает сигналы о выпуске шлака. Открывает и закрывает выпускные отверстия печей и фурм. Открывает и закрывает выпускные отверстия печей и фурм. Осуществляет отбор проб. Осуществляет отбор проб. Производит плавку, щерберование, купеляцию проб в лабораторных условиях. Производит плавку, щерберование, купеляцию проб в лабораторных условиях. Приготавливает лигатуры и баббиты. Приготавливает лигатуры и баббиты. Производит грануляцию металла и шлака. Производит грануляцию металла и шлака. Производит заправку откосов, стен, порогов, желобов, шлаковых окон и выпускных отверстий. Производит заправку откосов, стен, порогов, желобов, шлаковых окон и выпускных отверстий.


Наращивает и заменяет электроды при плавке в электропечах. Наращивает и заменяет электроды при плавке в электропечах. Производит очистку анодов от шлаковых включений и передачи их в электролизное отделение. Производит очистку анодов от шлаковых включений и передачи их в электролизное отделение. Осуществляет подготовку, футеровку желобов для приема жидкого черного металла и выпуска рафинированного. Осуществляет подготовку, футеровку желобов для приема жидкого черного металла и выпуска рафинированного.


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ 105 ПУ 105 ПУ 105 готовит квалифицированных рабочих по многим специальностям для промышленных предприятий города Норильска и для предприятий Норильского металлургического комбината. ПУ 105 основано в 1990 году. Тысячи высококвалифицированных рабочих вышли из стен училища за эти годы по различным специальностям. Это и строители, слесари - ремонтники, монтажники, операторы ЭВМ, электромонтеры, плотники- бетонщики, проходчики, плавильщики, слесари КИП и А.




Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

150402.01 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР В ПРОИЗВОДСТВЕ

ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 150402.01 Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 150402.01 Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 150402.01 Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения

среднее общее образование

Профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 8

Конвертерщик

Профессии печевых, включенные в ЕТКС, выпуск 8

Электролизник водных растворов

Электролизник расплавленных солей

10 месяцев

основное общее образование

2 года 10 мес.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям СПО:

аппаратчик (по типам производства);

конвертерщик - печевой (по типам производства);

электролизник водных растворов - электролизник расплавленных солей.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление технологическим оборудованием и контроль за его работой при производстве цветных металлов.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

технологические процессы производства цветных металлов;

основное и вспомогательное оборудование;

сырье, промежуточные и конечные продукты в производстве цветных металлов;

техническая, технологическая и нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии 150402.01 Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Подготовка и ведение операций технологического цикла производства цветных металлов.

4.3.2. Обслуживание основного, вспомогательного технологического оборудования и коммуникаций в производстве цветных металлов.

4.3.3. Контроль промежуточных и конечных продуктов в производстве цветных металлов на соответствие их технологическим параметрам.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) <*>.

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Подготовка и ведение операций технологического цикла производства цветных металлов.

ПК 1.1. Осуществлять подготовку исходного сырья к переработке.

ПК 1.2. Вести технологические операции по результатам анализов, показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП).

ПК 1.3. Контролировать и регулировать технологический процесс вручную и с применением автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП).

5.2.2. Обслуживание основного, вспомогательного технологического оборудования и коммуникаций в производстве цветных металлов.

ПК 2.1. Готовить основное и вспомогательное оборудование к работе.

ПК 2.2. Выполнять текущее обслуживание основного, вспомогательного оборудования и коммуникаций.

ПК 2.3. Управлять работой основного и вспомогательного технологического оборудования.

ПК 2.4. Выявлять и устранять неисправности в работе основного и вспомогательного оборудования.

5.2.3. Контроль промежуточных и конечных продуктов в производстве цветных металлов на соответствие их технологическим параметрам.

ПК 3.1. Оценивать качество исходного сырья и готовой продукции.

ПК 3.2. Оформлять техническую, технологическую и нормативную документацию.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

составлять и рассчитывать материальный баланс металлургического процесса;

физические и химические свойства цветных металлов;

основные физические и химические процессы в производстве цветных металлов.

ОП.01. Основы металлургического производства цветных металлов

соблюдать требования охраны труда и промышленной безопасности; выбирать средства индивидуальной защиты;

пользоваться средствами индивидуальной защиты;

выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне;

особенности обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте и производстве;

назначение средств индивидуальной защиты;

требования гигиены труда.

ОП.02. Охрана труда

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ОП.03. Безопасность жизнедеятельности

Профессиональный учебный цикл

Профессиональные модули

Подготовка и ведение операций технологического цикла производства цветных металлов

иметь практический опыт:

осуществления подготовки исходного сырья к переработке;

ведения технологических операций по результатам анализов, показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП);

контроля и регулирования технологического процесса вручную и с применением АСУТП;

проводить разгрузку исходного сырья, его транспортировку, загрузку технологического оборудования, механические процессы переработки сырья;

анализировать показания КИП, результаты анализов;

контролировать и регулировать параметры технологического режима процессов по показаниям КИП и результатам анализов;

регулировать технологический процесс в автоматическом и ручном режиме по месту и с пульта управления;

технологическую схему производства;

технологические процессы производства;

нормы расхода сырья, материалов;

назначение, устройство, принцип действия КИП;

назначение, устройство и принцип действия средств автоматики;

правила пользования КИП и их показаниями;

методы контроля и регулирования технологических процессов;

схему контроля, автоматики и блокировки процесса;

способы предупреждения и устранения брака.

МДК.01.01. Технология производства цветных металлов и сплавов (по типам производства)

Обслуживание основного, вспомогательного технологического оборудования и коммуникаций в производстве цветных металлов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

подготовки основного и вспомогательного оборудования к работе;

выполнения текущего обслуживания основного, вспомогательного оборудования и коммуникаций;

управления работой основного и вспомогательного технологического оборудования, выявления и устранения неисправности в работе основного и вспомогательного оборудования;

подготавливать оборудование к работе;

осуществлять пуск и остановку технологического оборудования;

обслуживать основное, вспомогательное оборудование, коммуникации при нормальной работе и в аварийных ситуациях;

выявлять и устранять неисправности в работе обслуживаемого оборудования;

назначение, устройство, принцип работы технологического оборудования;

правила технической эксплуатации и ухода за оборудованием;

признаки отклонения от нормальной работы;

способы выявления и устранения неисправностей в работе оборудования;

безопасные приемы обслуживания основного, вспомогательного оборудования и коммуникаций.

МДК.02.01. Технологическое оборудование металлургических процессов (по типам производства)

Контроль промежуточных и конечных продуктов в производстве цветных металлов на соответствие их технологическим параметрам

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оценки качества исходного сырья, промежуточных продуктов и готовой продукции;

оформления технической, технологической и нормативной документации;

оценивать качество исходного сырья различного типа по результатам анализов;

отбирать пробы на анализ;

проводить несложные анализы;

вести производственно-техническую документацию;

государственные стандарты и технические условия на сырьевые материалы и готовую продукцию;

свойства сырья, полупродуктов и готового продукта;

требования к сырью и готовой продукции;

методы контроля сырья и готовой продукции;

правила учета сырья и готовой продукции;

правила отбора проб;

методы технического анализа;

требования к оформлению производственно-технической документации.

МДК.03.01. Технические и технологические измерения

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

22 нед./34 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

2 нед./3 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

Таблица 3

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

22 нед./42 нед.

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

2 нед./3 нед.

Каникулы

43 нед./65 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390)

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

Теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулы 22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

Описание:

Основная цель деятельности аппаратчика-гидрометаллурга - выделение тяжелых цветных металлов из водных растворов путем ведения процессов переработки руд, концентратов, промышленных отходов производства цветных металлов с использованием химических реагентов.

Аппаратчик-гидрометаллург выполняет подготовительные и вспомогательные работы: проверяет работоспособность оборудования, проводит его техническое обслуживание, устраняет мелкие неисправности, осматривает и чистит датчики контрольно-измерительных приборов, чистит, заменяет и готовит фильтрующие материалы и элементы, промывает установки, чистит желоба, трубопроводы и другие коммуникации, принимает, складирует, готовит и дозирует реагенты и материалы. В ходе технологического процесса извлечения металлов аппаратчик-гидрометаллург регулирует подачу в гидрометаллургические установки (агрегаты) растворов, сырья, химических реагентов требуемой концентрации, сжатого воздуха, пара; ведет процессы очистки растворов путем осаждения основного металла или примесей, ведет процессы сгущения, промывки, выпаривания, фильтрации, сушки продукции. Аппаратчик контролирует, полностью ли удалены примеси из пульпы (смеси полезных ископаемых и воды) и растворов, проверяет качество выпускаемой продукции.

Профессия предполагает владение навыками «бережливого производства» и участие в оптимизации бизнес-процессов, умение работать в команде при бригадной организации труда.

Работа сменная, по непрерывному графику, требует высокой исполнительской дисциплины с целью предотвращения аварий на опасных производственных объектах.

Требования к образованию и опыту работы:

Профессиональное обучение – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих, программы повышения квалификации рабочих. Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена.


Выпуск утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.06.2006 N 492

Аппаратчик в производстве драгоценных металлов

§ 4. Аппаратчик в производстве драгоценных металлов 3-го разряда

Характеристика работ . Ведение процесса получения драгоценных металлов, их солей, порошков и других продуктов путем прокаливания, обжига, выщелачивания, травления, выпаривания, кристаллизации солей, фильтрации и цементации растворов, сульфатизации продукции и выделения примесей под руководством аппаратчика в производстве драгоценных металлов более высокой квалификации. Сушка, измельчение, промывка, затаривание, транспортировка полупродуктов и реактивов. Обслуживание сушильных печей, шкафов, мельниц, сит и другого обслуживаемого оборудования и участие в его ремонте.

Должен знать: устройство применяемых оборудования и приспособлений; состав применяемых растворов, кислот, полупродуктов; нормы расхода материалов; производственную сигнализацию.

§ 5. Аппаратчик в производстве драгоценных металлов 4-го разряда

Характеристика работ . Ведение процесса получения драгоценных металлов, их солей, порошков и других продуктов путем прокаливания, обжига, выщелачивания, травления, выпаривания, сульфитизации продукции и выделения примесей, кристаллизации солей, фильтрации и цементации растворов. Восстановление и измельчение металла. Перекачивание растворов и кислот. Приготовление реактивов необходимых концентраций, растворов, электролита. Загрузка материалов в печи, реакторы, баки. Наблюдение за температурой и удельным весом растворов и продукции. Обслуживание обжиговых, шахтных, подовых и других печей, фильтр-прессов, центрифуг, травильных и выпарных баков и другого обслуживаемого оборудования и участие в их ремонте.

Должен знать: устройство обслуживаемого оборудования; технологию производственных процессов; состав и свойства реактивов, кислот, щелочей; нормы расхода реактивов и материалов; правила хранения реактивов, кислот, щелочей и материалов, содержащих драгоценные металлы.

§ 6. Аппаратчик в производстве драгоценных металлов 5-го разряда

Характеристика работ . Ведение процесса получения чистых драгоценных металлов, их солей, порошков и других кондиционных продуктов путем аффинажа, растворения металлов и тяжелых сплавов, концентратов, полупродуктов, лома, доводки растворов и осаждения примесей под руководством аппаратчика в производстве драгоценных металлов более высокой квалификации. Загрузка материалов и реактивов в баки, мешалки, фильтры. Наблюдение за температурой и удельным весом растворов и реактивов. Отбор проб, проверка полноты осаждения солей драгоценных металлов и примесей. Выгрузка (выпуск) продукции из аппаратов. Обслуживание электроустановок, мешалок, фильтров, коммуникаций и другого оборудования, участие в их ремонте.

Должен знать: устройство оборудования различных типов; химические реакции технологических операций; состав и свойства готовой продукции, полупродуктов и технические условия на них; методы определения кислот, твердых реактивов и драгоценных металлов по их свойствам и внешним признакам.

§ 7. Аппаратчик в производстве драгоценных металлов 6-го разряда

Характеристика работ . Ведение процесса получения чистых драгоценных металлов, их солей, порошков и других кондиционных продуктов путем аффинажа, растворения металлов и тяжелых сплавов, концентратов, доводки растворов и осаждения примесей. Наблюдение за качеством выпускаемых металлов и полупродуктов. Запись показателей работы обслуживаемого оборудования.

Должен знать: конструктивные особенности обслуживаемого оборудования; основы химии и металлургии; требования, предъявляемые к качеству готовой продукции, реактивов, кислот, щелочей, полупродуктов; методы достижения рационального режима обработки различных видов тяжелых сплавов, концентратов и полупродуктов; виды брака продукции; нормы потерь металлов с пылью, в растворах, газах и способы их предупреждения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Презентация
Единство происхождения человеческих рас презентация
Предложения по повышению эффективности деятельности предприятия Повышение эффективности деятельности предприятия в современных условиях