Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принципы и функции организации концерта. виды концертов в учреждениях культуры

Анатолий Коваленко

Концертная организация

Согласно ФЗ 94 ст.55 пп.14.1 осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей;

У меня вопрос- мы Государственное бюджетное учреждение культуры- "центр культурных программ". МЫ проводим и огранизуем различные программы, фестивали, мероприятия в сфере культуры, согласно утвержденной программы и сметы. По видам деятельности которые мы отразили в в Уставе- это и органицация и проведение концертов, культурных и массовых зрелищ. Являемся ли мы организацией осуществляющей концертную деятельность - для заключения договоров по п.14.1.-? Если нет, то что нам необходимо изменить для отнесения нас к организациям указанным в п.14.1.-?

Ответил пользователь,

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности содержится соответствующий код:

«92.31.21 выступлений.
Эта группировка включает:
- деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и групп музыкантов».

В пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ говорится об учреждениях, осуществляющих концертную деятельность. Это, по моему мнению, также подразумевает творческие коллективы.

У бюджетного учреждения не должно возникнуть проблем с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, если, во-первых, в Уставе учреждения соответствующая деятельность записана в качестве основного вида деятельности, во-вторых, если при государственной регистрации данного учреждения такая деятельность была отражена соответствующим кодом ОКВЭД, и, в-третьих, если в штате учреждения есть коллективы (исполнители), осуществляющие концертную деятельность.

Кроме того, в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, учреждениям, осуществляющим концертную деятельность, можно закупать одноименную продукцию в течение квартала на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Т.о., если учреждение занимается только организационными вопросами проведения творческих мероприятий, то у проверяющих органов могут возникнуть вопросы в связи с закупками в соответствии с пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ.

Алексей Викторович АЛТЫНЦЕВ, заместитель директора Института реформирования общественных финансов, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ, к. э. н.

Ответил пользователь,

Вид деятельности организации должен быть прописан в уставе организации, а также отражен кодом ОКВЭД.

ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором, каждому отдельному виду деятельности присвоен личный цифровой код, необходимый для статистического и иного учета.

В том случае, если Ваша организация имеет соответствующие коды ОКВЭД, то вы вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии со ст.55 пп.14.1 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Анна Ивановна ВОРОБЬЕВА, старший аналитик юридической службы Центра исследования бюджетных отношений

Ответил пользователь,

В ст.149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях настоящего подпункта относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ)

Законодатель не дает четкого понятия «организация осуществляющая концертную деятельность»

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

— классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

Определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

Разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

Осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

Подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

Кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

Обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

ОКВЭД содержит код

92.31.21 Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Деятельность по организации и постановке театральных и

оперных представлений, концертов и прочих сценических

выступлений

Эта группировка включает:

Деятельность ансамблей, театральных трупп, оркестров и

групп музыкантов

Таким образом в Устав необходимо внести изменения согласно вышеуказанному коду ОКВЭД и указать что основной деятельностью организации является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений. Следовательно для применения нормы Статьи 55. (Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), пп. 14.1) (осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;)

Норма часть 2 статьи 55 определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых заказчик вправе осуществить размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом ваша организация может относится к организации осуществляющую концертную деятельность в случае указания в Уставе организации что основным видом деятельности является Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.

Размещая заказы у единственного поставщика, в квартал можно разместить заказы на одноименные товары в сумме 500 тысяч рублей с одним поставщиком по одной сделке согласно 94-ФЗ п.14, п.14.1 ч.2 ст.55.

"Налоги" (газета), 2011, N 3

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющее культурные потребности общества, занимающееся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

В данной статье рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета концертными организациями.

Театрально-концертные организации могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от основной цели их создания. Если этой целью является получение прибыли, то они регистрируются как коммерческие организации, т.е. они являются организациями "шоу-бизнеса".

Если извлечение прибыли не является основной целью деятельности театрально-концертной организации, то такая организация регистрируется как некоммерческая (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее - ГК РФ). Если театрально-концертная организация создана как некоммерческая, то она имеет право вести предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Заметим, что многие некоммерческие организации данной сферы деятельности имеют бюджетное финансирование.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет в театрально-концертных организациях вне зависимости от того, являются они коммерческими или некоммерческими, ведется по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов), и другими законами и инструкциями. Вместе с тем особенности финансово-хозяйственной деятельности театров определены в Положении о театре Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (далее - Положение N 329).

В данной статье рассмотрим учет в театрально-концертных организациях, зарегистрированных как коммерческие организации, т.е. в организациях "шоу-бизнеса".

Особенности финансово-хозяйственной деятельности данных организаций определены следующими двумя основными моментами:

  • льготами по налогообложению;
  • спецификой отдельных объектов бухгалтерского учета.

Остановимся на рассмотрении этих моментов более подробно.

Специфическим объектом бухгалтерского учета для театрально-концертных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) являются входные билеты и абонементы на посещение концертов, спектаклей и других мероприятий.

В соответствии с п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 (далее - Положение N 359), концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вместо кассовых чеков вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц.

Приказом Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и так далее): "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка".

Положением N 359 утвержден порядок изготовления бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. При этом понятия автоматизированной системы указанное Положение не содержит, но в соответствии с п. 11 законодатель предъявляет к ней следующие требования:

  • автоматизированная система должна быть защищена от несанкционированного доступа;
  • автоматизированная система должна идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком строгой отчетности в течение не менее пяти лет;
  • при использовании автоматизированной системы при заполнении и выпуске бланка строгой отчетности такая система должна сохранять уникальный номер и серию бланка.

Таким образом, целесообразно предположить, что подобная автоматизированная система наряду с возможностью изготовления бланка строгой отчетности должна предусматривать и специальные формы регистров для целей обеспечения надлежащего учета в организации.

Утвержденные Приказом N 257 бланки строгой отчетности концертные организации могут напечатать и в типографии с обозначением серии и порядкового номера. Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на отрывные части бланка документа.

Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Об этом сказано в п. 4 Положения N 359, Письме Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-42.

Художественное оформление билетов, абонементов и экскурсионных путевок, определение характера и содержания необходимой информации на них, а также их техническое редактирование производятся театрально-концертной организацией самостоятельно.

Руководство концертной организации должно обеспечить строгий контроль за сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности.

Ответственность за хранение билетов и абонементов, в соответствии с действующим законодательством, несут руководитель организации, а также другие ее работники по письменному указанию руководителя.

Бланки строгой отчетности, хранящиеся у должностных лиц, подвергаются проверке одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.

Нереализованные билеты, абонементы и экскурсионные путевки списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности, утвержденные приказом руководителя концертной организации. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в организации в упакованном виде в архиве или на складе в течение 5 лет.

Списание изъятых из обращения билетов и абонементов производится на основании акта, составленного комиссией и утвержденного руководителем организации. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". В соответствии с Планом счетов аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

К счету 006 "Бланки строгой отчетности" открываются субсчета:

  • 006-1 "Билеты и абонементы на складе";
  • 006-2 "Билеты и абонементы в заготовке";
  • 006-3 "Билеты и абонементы у подотчетных лиц";
  • 006-4 "Билеты и абонементы, оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению".

Обратите внимание, что на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" учет бланков строгой отчетности ведется в условной оценке. Условная оценка может совпадать с фактическими затратами на изготовление бланка строгой отчетности.

Затраты концертной организации, связанные с приобретением бланков строгой отчетности, отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат (10 "Материалы", 26 "Общехозяйственные расходы", 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу" и так далее).

По мере использования бланки строгой отчетности подлежат списанию с дебета счета 006 "Бланки строгой отчетности" в кредит счета 006 "Бланки строгой отчетности". Если на счете 006 "Бланки строгой отчетности" у организации организована подробная аналитика, то процесс использования, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности может выглядеть следующим образом:

  • Дебет 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - приняты к учету бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Кредит 006 "Принятые к учету бланки строгой отчетности" - списаны использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.
  • Дебет 006 "Использованные бланки строгой отчетности" - учтены использованные бланки строгой отчетности в условной оценке.

Необходимо отметить, что, в отличие от кассового чека, бланк строгой отчетности является первичным учетным документом. В связи с этим, учитывая, что согласно Письму Минфина России от 22 августа 2008 г. N 03-01-15/10-303 организация может самостоятельно разработать бланк строгой отчетности и применять его в своей предпринимательской деятельности, необходимо учесть также и требование наличия обязательных реквизитов первичного учетного документа, чтобы впоследствии избежать неприятных последствий, связанных с нарушением правил ведения бухгалтерского учета в организации.

В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение бланков строгой отчетности могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно ст. 318 НК РФ данный вид расходов относится к косвенным, а следовательно, признается в полной сумме для целей налогообложения в том отчетном (налоговом периоде), в котором они были учтены в качестве расходов.

Налоговый учет. Налог на прибыль

Рассмотрим порядок исчисления налога на прибыль театрально-концертной организацией, применяющей общую систему налогообложения.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками определяется в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации, в том числе и театрально-концертные организации.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

При определении объекта налогообложения организациями учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиков, определен ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не облагается налогом на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом получателями средств целевого финансирования могут являться не только бюджетные учреждения, финансирование которых осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе сметы доходов и расходов. Концертные организации и театры, имеющие различные организационно-правовые формы собственности, предусмотренные учредительными документами, также могут получать средства целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Помимо указанных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Отметим, что остальные доходы театрально-концертных организаций (от реализации билетов и абонементов, продажи программок, проката биноклей, выручка буфета, арендная плата и так далее) включаются в налогооблагаемую прибыль (конечно, если такая деятельность не подлежит налогообложению в рамках спецрежима).

Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату.

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации, т.е. дата оказания услуги (п. 3 ст. 271 НК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Услуга по показу концерта считается оказанной по окончании концерта, поэтому признавать доходы до этого момента неправомерно. Это значит, что при реализации билетов на концерты налоговая база по налогу на прибыль не возникает.

Если рассматривать продажу абонементов, дающих право зрителю посещать несколько концертов в течение оговоренного периода времени, то бухгалтеру следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 271 НК РФ если доходы относятся к нескольким отчетным периодам, то налогоплательщик распределяет их самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Иначе говоря, признавать доход в виде стоимости абонемента на сезон необходимо равномерно в течение нескольких отчетных периодов, на которые приходится действие абонемента. Отметим, что театрально-концертной организации следует закрепить данный порядок в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Налог на добавленную стоимость

Концертная организация, занимающаяся проведением концертов и спектаклей, осуществляет безналичный расчет с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги. Может ли вышеуказанная организация применять льготу, предусмотренную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ?

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства.

К таким услугам, в частности, относятся:

  • услуги по распространению билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация входных билетов и абонементов на посещение вышеуказанных мероприятий.

Воспользоваться данной льготой могут только те учреждения культуры и искусства, которые поименованы в абз. 5 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Ими являются: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Льгота предоставляется независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2009 г. N 16-15/013714). Аналогичный вывод сделан судебными органами в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А19-12400/08.

Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях гл. 21 НК РФ к формам бланков строгой отчетности, утвержденным Приказом N 257.

Таким образом, такая деятельность концертных организаций, как распространение входных билетов и абонементов (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства освобождаются от налогообложения НДС.

Учитывая вышеизложенное, при проведении концертной организацией концертов и спектаклей и осуществлении безналичных расчетов с заказчиками - юридическими лицами за оказанные услуги организация не вправе применять налоговое освобождение, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Применение такого освобождения от обложения НДС возможно только при реализации на вышеуказанные мероприятия входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Упрощенная система налогообложения

Организация, осуществляющая концертную деятельность, вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) только в отношении бюджетных учреждений.

Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь для относительно небольших концертных организаций (о чем пойдет речь ниже), поэтому большинство концертных организаций все-таки будет применять общий режим налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями, осуществляющими театрально-концертную деятельность, добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются концертными организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Театрально-концертные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Учет сценическо-постановочных средств в концертных организациях

При осуществлении своей деятельности театрально-концертные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), конечно же, не могут обойтись без сценическо-постановочных средств (СПС).

Сценическо-постановочные средства включают в себя комплекс предметов, используемых для проведения различных представлений в театрально-концертных организациях. К ним относятся: сценический инвентарь, декорации, сценические конструкции, бутафория, концертные костюмы и так далее.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, инвентарю для театрально-зрелищных учреждений и учреждений культуры присвоен код 163696000. К нему относятся:

  • инвентарь сценический;
  • одежда сцены;
  • станки сценические;
  • декорации мягкие;
  • декорации объемные;
  • бутафория сценическая;
  • драпировки сценические;
  • приспособления для монтировки декораций;
  • штопоры для крепления декораций.

Не учитывается в составе сценическо-постановочных средств и учитывается в составе машин и оборудования электроосветительное оборудование сцен, не вмонтированное в оформление спектакля.

Бухгалтерский учет сценическо-постановочных средств должен обеспечить:

  • контроль за сохранностью сценическо-постановочных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления сценическо-постановочных средств, их внутреннее перемещение.

В бухгалтерском учете театрально-концертной организации отражение сценическо-постановочных средств зависит от срока их полезного использования. Если данные предметы служат более года, то их необходимо учитывать в составе основных средств.

Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен счет 01 "Основные средства".

Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Таким образом, принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" следует вести по отдельным инвентарным номерам, а построение аналитики должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств в концертной организации, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

Согласно п. 7 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (далее - Методические указания N 91), операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляются первичными учетными документами.

На основании п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные документы принимаются к учету при условии, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств". Принятие сценическо-постановочных средств к бухгалтерскому учету театрально-концертной организации, согласно п. 38 Методических указаний N 91н, осуществляется на основании утвержденного руководителем такой организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

На сценическо-постановочные средства, учитываемые в качестве объектов основных средств, необходимо начислять амортизацию в общеустановленном порядке. В соответствии с Классификацией основных средств по амортизационным группам указанные объекты включаются в 3-ю группу как имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Сумма амортизации определяется ежемесячно и начисляется отдельно по каждому объекту основных средств.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основные средства были введены в эксплуатацию. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости основного средства либо когда произошло его выбытие из состава амортизируемого имущества, начисление амортизации прекращается.

Амортизация в целях налогообложения прибыли, согласно ст. 259 НК РФ, начисляется двумя методами: линейным и нелинейным.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Установленные п. 1 ст. 259 НК РФ методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров.

Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удолетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельности для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

Концерт - едва не самая популярная и общедоступная форма культурно - просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить разряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет пастоновщикам: высокая идейность исполняемого репертуара, его художественная полноценность, жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории, высокое качество исполнения номеров и эпизодов, оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров.

Виды концертных выступлений творческих коллектива могут быть различные как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления коллектива является участие его в сборном концерте наряду с другими творческими силами, когда коллектив исполняет 2-3 номера. В таких концертах выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера.

Нередко коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах - встречах, в которых главным действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного выступления является самостоятельный концерт любительского творческого коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении обычно длится до одного часа. Когда концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает обычно 30-40 минут.

В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых танцев контрастных по художественным образом, характеру музыкального материала, стилю. Концертная программа может быть построена или в хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров. Руководитель коллектива при составлении программы должен иметь в виду, что интерес зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта.

Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства:

  • - просветительской, которой соответствует задача удолетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов представляет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями)
  • - пропагандистской, отличающейся направленностью на определенную область музыкальной литературы
  • - гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие
  • - общесоциологической, наиболее важной, подчиняющий предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей.

В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертной репертуара следует соблюдать принципы демократизма, не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течении определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому рассматривая виды и формы концертной деятельности, прежде всего, необходимо раскрыть сущность концертных выступлений.

Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

Отчетный концерт - один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве. Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Как правило, день отчетного концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры, клуба, с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

Тематический концерт - это концерт, посвященный какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате.

Смотр-конкурс. В сфере любительского искусства - это наиболее часто встречающийся вид концертного выступления. Смотры- конкурсы дают прекрасную возможность эстрадному оркестру не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, часто состоящей из артистов любительских коллективов, но и сравнить ее с музыкальными достижениями других коллективов.

Выступления на фестивалях. В нашей стране и за рубежом нередко в больших городах проводятся различные музыкальные фестивали. Концертное выступление на фестивале во многом похоже по форме на выступление на смотре-конкурсе. Оно также ограничено по времени и количеству номеров, немало однородных концертных коллективов.

Фестивальные концерты обычно проводятся в масштабе всей страны и часто с приглашением творческих коллективов из других стран. Организация фестивалей, широкий наплыв публики, зачастую приезжающей из других стран, обязуют городские власти выделять для их проведения значительные средства, большие концертные залы, иногда и стадионы.

Концертно-исполнительская деятельность- важнейшая часть творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов.

Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие. Целевая установка репетиций на концертное выступление изменяет сам характер музыкально-познавательной деятельности оркестрантов: вызывает положительное отношение к занятиям в оркестре или в ансамбле, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения музыкально-исполнительскому искусству.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.
Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты - разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
В качестве примера приведем фрагменты программы театрализованного концерта самодеятельного эстрадного ансамбля «Атлантика» из Мурманска. Пролог концерта построен как вокально-инструментальная композиция «Мы с песней росли и мужали». В него вошли фрагменты песен и инструментальных мелодий, характеризующих основные этапы развития нашей страны: революционных песен, песен гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного периода.
Каждый фрагмент пролога имел свою четкую режиссерскую разработку: мизансцену, свет, характер исполнения, логический переход от одной эпохи к другой. Заключительный фрагмент пролога подводил к основным событиям современности и служил своеобразной связкой к первому эпизоду программы - «Край морошковый», в который вошли песни: «Край морошковый», «Уходят парни в море», «Моряцкие мили», «Я живу у моря». С помощью театрализации четыре номера с музыкальными переходами слились в единый эпизод с четкой идейной направленностью и художественной образностью, рассказывающий о городе Мурманске, о трудовом подвиге моряков и рыбаков.

В настоящее время стали популярны концерты политической песни, зонг-митинги.
Концерт-митинг - публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Специфика данного концертного жанра заключается в своеобразии содержания номеров и организационно-методическом построении программы. Таким концертам присуща особая действенность, опирающаяся на активность зрителя, открытая агитационность, которая проявляется в репертуаре и оформлении мероприятия. Основная задача концерта-митинга - оказать немедленное мобилизующее влияние на слушателей, эмоционально зажечь, заставить активно действовать. Особенностью данного жанра является то, что он сочетает музыку и выступление участников самодеятельности и мастеров профессионального искусства, очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни-протесты, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды и т. д.
В настоящее время получают широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. Нередко руководители ограничиваются только установлением порядка имеющихся номеров вместо того, чтобы выстроить концерт, придать ему динамическую и законченную форму. При составлении программы руководителю эстрадного коллектива следует обратиться за консультацией к режиссеру, а если есть возможность, привлечь его еще раньше, в период подготовки номера. Режиссер поможет драматургически выстроить номер, определить необходимые мизансцены, поставить смысловые акценты в тексте песен, разработать характер сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, вместе с художником продумать детали оформления номера, костюма исполнителя. Если в клубе нет режиссера, руководитель должен познакомиться с принципами построения программы.

Один из важных принципов составления эстрадной программы - от серьезного к развлекательному. Начинать концерт целесообразно с номеров гражданского содержания, а ближе к концу дать более популярные.
Следующий важный момент составления программы: концерт должен идти по нарастающей линии так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров, то есть номера, вызывающие наиболее бурную реакцию зрителей, исполнять ближе к концу программы. Самое же завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
В методической литературе указывается еще одно важное условие построения программы - принцип контраста. Поэтому руководитель должен заботиться о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь оттенить контрастом номера. Рецептов сочетания номеров дать невозможно. Каждая программа, каждое выступление имеют свою специфику, и руководителю приходится все время заново продумывать варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, зрителей.
Следует также учесть, что расположение наиболее веселых, зрелищных номеров ближе к концу программы вовсе не означает, что первая часть концерта (независимо - дивертисментного или-тематического характера) должна быть очень серьезной, а вторая- сплошным развлечением. Соотношение контрастов и пиков, разрядок и переключений заставляет перемешивать номера, придерживаясь тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу.

Все, чем располагает концерт, предназначено для обслуживания аудитории, для удовлетворения ее духовных потребностей. Технология концертных программ выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и, прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горький отмечал, что «росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры» Горький А.М. Собр. Сочинений.: в 30 т. - Т. 26. - М. 1985. - с. 19. По этому в основе организации концерта лежат социальные функции концерта и его фундамент – принципы.

Слово «принцип» имеет латинское происхождение, означает "основа", "начало". Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта.

В исторической ретроспективе основу концерта определял принцип разнообразия, согласно которому номер одного жанра сменялся другим: чтец – жонглером, иллюзионист – баянистом, гитаристом и пр. .

В построении эстрадного концерта основную роль, наряду с принципом разнообразия, играют принципы контрастности и неожиданности. Данные принципы во многом диктуются естественным стремлением зрителя к динамике и сюжетности.

Но контрастное разнообразие влечет за собой и необходимость постоянной перестройки зрительского восприятия. Значит, должны быть найдены так называемые эмоционально-смысловые «формулы перехода» от одного номера к другому, импровизационное в своей основе общение конферансье со зрителями. Для обеспечения единства восприятия, так как аудитория состоит из лиц с самыми разными вкусами, концерту следует иметь объединяющую идею и передавать её зрителю, отсюда и рождается принцип целостности.

Принципу целостности близок принцип системы, понять суть второго можно из цитаты В. Килиша: «Поразительно, что, определив номер, как основную структурную единицу, эстрада познала высокую цену системы номеров. Калейдоскоп, механическое чередование такой системы не создают. Принцип системы – это принцип общего движения, внутренней родственности и эмоциональных связей. Эстрадный номер безупречен сам по себе, обретает динамику в условиях темпераментной, азартной, агрессивно-заразительной переклички с другими номерами». (килиш в. Контакт?есть контакт! // телевизионная эстрада – М 1981) 96

«Перекличка» может основываться на своеобразной передаче настроения, созданного в зале предыдущим исполнителем, и в этом случае конферансье не должен его разбивать своей беседой с залом. Логично обосновывается чередование эстрадных номеров их эмоционально-тематической «перекличкой», следует учитывать внешние признаки, которые заставляют разъединять в программе те или иные концертные произведения, те или иные жанры.

Интересно заметить, что положительное восприятие эстрадных концертных номеров зависит от самых различных причин. В одном случае нам достаточно оригинальности трактовки, в другом – новизны материала, в третьем – встречи с любимым исполнителем, поскольку каждый номер содержит свою «изюминку». А сочетание «неповторимостей» во многом определяет успех эстрадной программы».

Из всего вышесказанного следует, что процесс создания эстрадного концерта – это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых номеров. Значит, основными принципами эстрадного концерта являются принципы контрастности, сопрягаемости, разнообразия, гармоничности и целостности, учитывая которые можно найти наилучший вариант расположения номеров в концерте.

· Сопряжение номеров предполагает наличие в эстрадном концерте таких жанров, которые не могут соседствовать в программе;

· Контрастность является средством, при помощи которого можно быстро собрать внимание зрительного зала после предыдущего номера;

· Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обуславливается гармоничностью и целостностью концерта.

В нашей работе под «функциями» мы будем понимать определение А.Д. Жаркова: «Основными значениями термина «функция», которые мы будем применять, являются, во-первых, «задача, назначение», а во-вторых, - «отрасль или вид деятельности».

Социальные функции концерта, как мы уже отмечали, включают в себя, прежде всего, культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Поскольку мы исследуем, более подробно, эстрадный концерт функции организации концерта будем рассматривать опираясь на социальные функции эстрадного искусства, приведенные А.Д. Жарковым.

Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции. Через них конкретизируется высшие назначение эстрады: обогащение культурной сокровищницы общества путем массового вовлечения граждан в углубленное освоение, а затем – и в созидание культурных ценностей.

Важная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного, развитие творческих способностей личности – гедонистическая функция.

Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский – это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Следовательно, рекреационная функция так же присуща концерту. По этому есть концертные программы, ставящие своей задачей главной задачей именно отдых, разрядку.

Познавательная функция, которая проявляется в двух ипостасях: усвоении информации и эвристической деятельности – получение нового для себя знания в результате размышления, участия в программах и т.д.

Функция практического преобразования влияет на зрителей, таким образом что концертные программы не просто отражают жизнь, а являются её элементом, звеном, средством эстетического воспитания, по причине того что они чрезвычайно привлекательны для самых широких слоев населения.

Не менее важна функция общения в организации концертной деятельности. «Окружающая нас жизнь настолько динамична и насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь людям поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное вне учреждения социально-культурного и культурно-досгового типа, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу. И здесь эстрадное искусство способно превратить свободное общение в культурное».

Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально-культурным потребностям населения.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии», в нашей работе мы уже обращались к данному определению:

«Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данном концерте, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром. Отметим тем не менее, что такое деление концертов подчас оказывается весьма условным.

Справедливо заметить то, что эстрадный концерт посещают представители разных возрастных и социальных групп, он является самым демократически, поэтому в учреждениях культуры чаще всего проводятся разновидности эстрадного концерта, нежели филармонического, хотя и некоторые виды филармонического концерта имеют место в программах учреждении культуры.

К филармоническим концертам относятся:

× Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

× Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

× Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

× Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

× Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов-мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

× Музыкально-литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастеров художественного слова, артистов балета;

× Концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

× Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

× Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

× Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

× Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

× Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

× Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

× Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

Эстрадный концерт - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт – важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям .

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

Дивертисментные (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты – действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

Тематические концерты строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

Театрализованные – разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

Для лучшего понимания театрализованного концерта, следует понимать и значение понятия «театрализация». Театрализация – это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

Концерт-митинг – это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта – сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

Концерт-интервью – представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта. Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

Моноконцерт – предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

Концерт-реквием носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

Ревю (фр. revue) – панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю – яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье . Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Концерты в учреждениях культуры классифицируют, так же по следующим признакам:

По целевому назначению: текущие; отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь); смотровые (участие в смотре художественной самодеятельности); праздничные (выступление в честь праздника, и в программе всего праздника); юбилейные (юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.).

По месту проведения: стационарные; выездные; гастрольные.

По составу участников: любительские; профессиональные; смешанные. В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями.

По числу участников: сольные (бенифисы); групповые (полубенифисы); коллективные (одного кружка или коллектива); сводный.

По составу аудитории, для которой они проводятся: для детей; для взрослых; для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют.

Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся и трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества. Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно-досуговой деятельности.

Из данного параграфа, посвященного принципам и функциям организации концерта, а так же видам концертов в учреждениях культуры можно сделать следующие выводы :

1. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта;

2. Основными принципами организации концерта являются: принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

3. Функции концерта – это его назначение, объективно присущие ему свойства, что бы воздействовать на зрителя, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества;

4. Функции концерта включают в себя: культурно-просветительную функцию, образовательно-воспитательную функцию, гедонистическую функцию, функции формирование вкуса и эстетических чувств, развитие творческих способностей и приобщения к прекрасному, рекреативную функцию, познавательную, функцию практического преобразования, коммуникативную функцию;

5. Для удовлетворения самых разных потребностей зрителя концерт, за период своего исторического становления, трансформировался во множество видов и жанров;

6. Жанры концертов относят к двум видам: филармонический и эстрадный. Такое деление концертов можно считать весьма условным;

7. В учреждениях культуры различного типа, могут быть проведены различные виды концертов, в большинстве своем это концерты эстрадного жанра. Среди них стоит выделить наиболее часто проводимые такие, как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана. Реже в учреждениях культуры можно такие концерты, как концерт-интевью; моноконцерт; концерты артистов спортивно-цирковых жанров, так же редко встречаются с учреждениях культуры концерты филармонического жанра, например концерты-лекции; концерты хоровых, танцевальных коллективов; камерные концерты;

8. Концерты в учреждениях культуры можно разделить, так же по следующим признаками: по целевому назначению; по месту проведения; по составу участников; по числу участников; по составу аудитории.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Понятие «концерт» прошло долгий путь развития, преобразовавший его от музыкального термина до организационно-художественной формы;

2. Свои корни концерт берет еще в античности – в разного рода состязаниях той эпохи, но первые концерты появились лишь в XVII веке в Италии и были исключительно музыкальными, так же существенные преобразования концерт приобрел в Англии, Франции и в России;

3. За время своего становления концерт стал невероятно многоликим и разнообразным явлением искусства. Большинство определений данного явления можно свести к тому, что концерт есть публичное выступление артистов разных жанров по заранее определенной программе;

4. Самым демократичным видом концерта жанром концерта является эстрадный концерт. Среди его характерных черт и особенностей наиболее яркими являются: простота и доступность, непосредственное и тесное общение участников со зрителями, многожанровость, праздничность атмосферы, легкость и лаконичность восприятия, высокая степень социальной направленности и большое число участников;

5. Фундаментом концерта являются принципы его организации среди которых стоит выделить такие принципы, как принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

6. Концерт наделен важными социальными функциями среди которых наибольшее значение играют: культурно-просветительная, образовательно-воспитательная, гедонистическая, рекреативная, познавательная, функция практического преобразования и коммуникативная функция.

7. Концерт разделяется на различные жанры и виды. Среди жанров концерта выделяют два: то филармонический и эстрадный. В учреждениях культуры проводятся в основном концерты эстрадного жанра, такие как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Проекты и практический опыт в области применения икт на уроках географии
Учимся конспектировать презентация, доклад