Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Закон йеркса додсона мотивации. Влияние мотивации на продуктивность деятельности

В психологии известен феномен , согласно которому самые лучшие результаты работы получаются при среднем уровне мотивации человека. По понятным причинам, при низком уровне мотивации будет наблюдаться низкие результаты работы. Парадоксально то, что результаты работы ухудшаются также и при чрезмерно высокой мотивации.

Ученые Роберт Йеркс и Джон Додсон выявили эмпирический закон, названный законом Йеркса – Додсона об оптимуме мотивации. Объясняется этот феномен тем, что при слишком большой мотивации увеличивается количество ошибок из-за нервного напряжения. Импульсивные действия и необдуманные поступки приводят к общему падению эффективности.

При этом для каждого вида задач есть свой оптимум мотивации. Так сложные задачи эффективнее реализуются при низкой мотивации, средние по сложности задачи наиболее эффективно достигаются при средней мотивации, а простые задачи при высокой мотивации.

Таким образом, более сложные задачи лучше делать на более низкой мотивации и более размеренно. Задачи средней сложности лучше выполнять на среднем уровне мотивации. В каждом конкретном случае есть свой оптимум.

Эффективность деятельности зависит от мотивации по графикам в виде перевернутой U-образной кривой. Поначалу при росте мотивации растет эффективность. Но позже дальнейший рост мотивации приводит к обратному результату из-за чрезмерного роста тревоги.

Многие руководители понимают, что своих работников следует мотивировать для получения выдающихся результатов. Обычный человек полагает, что между силой мотивации и конечным результатом имеется прямая связь: чем больше благ вы пообещаете сотруднику, тем лучше он будет работать. Но в этой теории есть свои подводные камни.

Еще в начале прошлого века британские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон, исследуя поведение мышей, вынужденных раз за разом проходить лабиринт, вывели закон, который официально был назван их именами. Его суть довольно проста: чтобы получить высокие результаты, необходим средний уровень мотивации, который является оптимальным.

Если уровень мотивации увеличить, то объект, на который она направлена, начинает излишне нервничать и слишком активно действовать. При этом он расходует энергию на свои переживания и эмоции (страх не справиться с ответственностью, напряжение и стресс), уделяя гораздо меньше внимания важному делу. То есть результаты будут снижаться, а объект зацикливаться на этом еще больше. Руководитель будет недоволен, бизнес пострадает. Таким образом, ученые пришли к выводу, что большой уровень мотивации может навредить оптимальному исполнению обязанностей и, как следствие, достижению высокого результата.

Та мотивация, при которой объект достигает максимальных успехов, называется оптимумом мотивации . Поэтому закон Йеркса-Додсона имеет второе название: закон оптимума мотивации.

Как же на практике определить, какой уровень мотивации будет достаточным для ваших сотрудников?

Сделать это непросто, потому что здесь следует учитывать и личностные качества работника, и степень его заинтересованности в результате, и его восприимчивость к наградам (как материальным, так и вербальным). Большую роль играет также вид деятельности, в котором нужно достичь определенных высот.

Обнаружив своеобразную реакцию мышей на удары тока средней силы в запутанном лабиринте, Йеркс и Додсон решили развить далее выведенную теорию, для чего следовало проверить ее действие на различных животных, а также на людях. В те времена общество защиты животных почему-то допускало такие опыты, поэтому ученые использовали в свих экспериментах, кроме мышей, еще и шимпанзе.

Животным предлагалось из двух выходов в лабиринте выбрать более темный. В случае выполнения задания животное попадало в отсек, где его ждала особь противоположного пола. Если животное ошибалось, то наказанием служили разряды тока разной величины. Задания постепенно усложнялись, менялся и уровень мотивации.

Человека при исследованиях, конечно, током не били. Для него придумали другое испытание, которое помогло окончательно сформулировать будущий закон.

В качестве задач людям предлагались различного рода и сложности головоломки, за правильное решение которых они получали денежное поощрение. За легкие задачи платили чисто символическую сумму. Люди решали эти головоломки неохотно и небрежно, особо не торопясь, будучи уверенными в своих силах. Результаты были далеки от блестящих.

С увеличением призовой суммы у людей появлялся интерес и стремление к победе. Но, когда сумма достигала определенной точки, испытываемые начинали нервничать и утрачивали внимательность. Правильные ответы становились редкостью, а значит, результативность страдала.

Эти опыты позволили сделать выводы, что маленькая мотивация персонала не способствует получению хороших результатов, так как человек не понимает, для чего он занимается своей деятельностью, а слишком большая мотивация мешает сосредоточиться и отвлекает от поставленных задач. То есть существует определенный оптимум мотивации, при котором работник наиболее продуктивен и нацелен на результат.

Если вы ставите перед своими сотрудниками легкую задачу, то должны их сильно мотивировать. И наоборот: чем задача сложнее, тем слабее должна быть мотивация, но в меру, не до критических пределов, конечно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

1. Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:

а) мотивация;

в) направленность;

г) потребностное состояние.

2. Понятия «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»;

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»;

в) эти понятия – синонимы;

г) понятие «мотив» является разновидностью понятия «мотивация».

3. Одной из теорий мотивации является теория:

а) двух факторов Ч. Спирмена;

б) инструментальная;

в) доминанты А.А. Ухтомского;

г) ценностного обмена.

4. «Опредмеченной потребностью» мотив называл:

а) Г.А. Ковалев;

б) Л.И. Божович;

в) К.К. Платонов;

г) А.Н. Леонтьев.

5. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов, названный механизмом:

а) сдвига мотива на цель;

б) сдвига цели на условие;

в) сдвига цели на мотив;

г) сдвига условия на цель.

6. Механизм сдвига мотива действует:

а) в дошкольном возрасте;

б) в младшем школьном возрасте;

в) до юношеского возраста;

г) на всех этапах развития личности.

7. По А.Н. Леонтьеву, если, выполняя мотивированное действие, субъект затем начинает выполнять действие ради него самого, то это свидетельствует о сдвиге:

а) цели на условие;

б) мотива на цель;

в) условия на цель;

г) цели на мотив.

8. Некоторые противоречия между двумя или более когнициями называются:

а) когнитивным диссонансом;

б) когнитивным консонансом;

в) проблемной ситуацией;

г) фрустрацией.

9. Когнитивный диссонанс не снимается:

а) изменением одной из когниций;

б) снижением значимости входящих в диссонантные отношения когниций;

в) добавлением новой когниции;

г) вытеснением проблемной ситуации.

10. Согласно теории функциональной системы инициирует поведение человека:

а) доминирующая мотивация;

б) обстановочная афферентация;

в) пусковая афферентация;

г) память.

11. Теория мотивационного контроля Д. Хайленда не является своего рода обобщением идей и концепций, сформировавшихся в недрах:

а) кибернетики;

б) теории управления;

в) психологии;

а) К. Роджерс;

б) А. Маслоу;

в) Ф. Хайдер;

г) Г. Олпорт.

13. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является принцип:

а) постоянства;

б) реальности;

в) гомеостаза;

г) удовольствия.

14. Положение теории поля К. Левина о том, что мотивация возникает в неравновесной «системе напряжений», основывается на принципе:

а) гомеостаза;

б) реальности;

в) постоянства;

г) кибернетики.

15. Мотивы, возникшие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно согласно принципу:

а) реальности;

б) самодетерминации;

в) функциональной автономии;

г) удовольствия.

16. Интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей межличностного восприятия – это:

а) перцепция;

б) аттракция;

в) каузальная атрибуция;

г) апперцепция.

17. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия, называется:

а) перцепцией;

б) атрибуцией;

в) аттитюдом;

г) апперцепцией.

18. Основы изучения каузальной атрибуции заложил:

а) Я. Морено;

б) Л. Фестингер;

в) Ф. Хайдер;

г) Дж. Келли.

19. В отечественной психологии разработка проблемы каузальной атрибуции ведется на основе методологического принципа:

а) целостности данного процесса;

б) деятельностного опосредствования данного процесса;

в) обратной связи данного процесса;

г) системности данного процесса.

20. В большей степени, чем теория других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения концепция:

а) К. Юнга;

б) А. Адлера;

в) К. Хорни;

г) Э. Фромма.

21. Зависимость эффективности деятельности личности от силы ее мотивации (активации нервной системы) на эту деятельность выражает закон:

а) экономии;

б) Йеркса – Додсона;

в) Эммерта;

22. Основателем исследований в области мотивации достижений считается:

а) Д.С. Мак-Клелланд;

б) Р. Аткинсон;

в) Х. Хекхаузен;

г) К. Роджерс.

23. Исследования мотивации достижения начались:

а) в 1930-х гг.;

б) в 1940-х гг.;

в) в 1950-х гг.;

г) в 1960-х гг.

24. Закон оптимума мотивации принято называть законом:

б) Йеркса – Додсона;

в) Ллойда – Моргана;

25. Чем сложнее для субъекта деятельность, тем более низкий уровень мотивации для нее оптимален согласно закону:

а) прегнантности;

б) Блонделя;

в) Йеркса – Додсона;

г) эмоциональной константности.

26. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется:

а) экстремумом мотивации;

б) оптимумом мотивации;

в) минимумом мотивации;

г) вершиной мотивации.

27. Исследования показали, что основные типы поведения, направленные на достижение или избегание успеха, складываются в возрасте:

а) от 3 до 7 лет;

б) от 3 до 10 лет;

в) от 3 до 13 лет;

г) от 3 до 16 лет.

28. В большинстве экспериментальных и корреляционных исследований в области психологии мотивации получается зависимость:

а) логарифмическая;

б) нелинейная U-образного типа;

в) сложная квазипериодическая;

г) инвертированная U-образного типа.

29. Графически закон оптимума мотивации можно представить в виде:

а) прямой линии;

б) логарифмической кривой;

в) колоколообразной кривой;

г) сложной квазипериодической зависимости.

30. Неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, что ведет к построению или изменению способа и характера поведения, восприятия и общения – это…

а) потребность;
б) установка;
в) мотив;
г) стремление.

31. Неудовлетворенная потребность – это …
а) интерес;
б) мотив;
в) направленность;
г) намерение.

32. Мотивационная сфера человека характеризуется следующими особенностями: …
а) субъективностью;
б) динамичностью;
в) социальной обусловленностью;
г) включает как осознаваемые, так и неосознаваемые мотивы.
д) Все ответы верны.
е) Все ответы неверны.

Йорка Додсона закон – это мотивация работников с целью получения от них повышенных результатов.

Руководитель считает, что существует связь между мотивацией и полученным результатом: чем больше поощришь работника, тем он лучше будет делать.

Такие выводы преждевременные, о чем утверждает закон Йорка Додсона.

Научные исследования британских психологов

1908 г. был годом научного открытия для Роберта Йеркса и Джона Додсона. Они проводили исследование над мышами , наблюдали за их поведением, которые проходили по лабиринту, под воздействием разрядов электрического тока. Ученые пришли к выводу, что при усилении силу тока, мыши проходили лабиринт намного быстрее, чем раньше. Но достаточно было еще усилить величину тока, происходил обратный результат: время увеличивалось при прохождении того же лабиринта.

Оказалось, мыши начинали нервничать и хаотически действовать, расходуя энергию на эмоции и переживания (появлялся страх, стресс, напряжение), не уделяя внимание движению в нужное направление. Снизились результаты.

Йеркса Додсона закон появился после продолжительных опытов, который был очень прост: «Ради получения больших достижений нужно определить мотивацию среднего уровня, под названием оптимальным».

Закон Йеркса Додсона ученые решили применить на животных и людей.

Подопытным шимпанзе необходимо было в лабиринте найти темный выход из 2-ух предложенных. Если животное выполняло задание, то его поощряли — встречей с особью противоположного себе. В противном случае- наказывали разрядами тока с различной величиной. Постоянно задания усложнялись, соответственно, степень мотивации менялся.

Для людей придумали головоломки разной сложности. Поощряли деньгами. За легкие -платили мало, люди решали неохотно, без спешки, уверенные в себе, но результаты не были блестящими.

Увеличили сложность задания и призовую сумму, у людей появился стимул и желание победить.

Но когда еще увеличили сумму приза для нового задания, люди начинали переживать, бдительность утрачивалась, мысли становились парализованными, человек терял умение осуществлять здравое решение. Редкие ответы были правильными. Следовательно, хворала эффективность.

Вывод:
При повышенной мотивации в человеческом организме происходят реакции психологического характера: нервное перенапряжение, стрессы, переживания, ухудшается продуктивность.

Следовательно, закон мотивации Йеркса Додсона звучит следующим образом:

«Малая мотивация человека не дает приличных эффектов, он не заинтересован в выполнении заданной работы. Завышенная мотивация отклоняет от конкретных задач и затрудняет сосредоточить внимание».

Следовательно, закон Йеркса Додсона оптимум мотивации определяет, когда человек наиболее продуктивно работает и устремлен к отличному эффекту.

Так была доказана зависимость эффективной работы относительно уровня самой мотивации.

Оптимум мотивации закон Йеркса Додсона. Применение в настоящее время.

Йеркс и Додсон нагрянули к выводу, что повышенная степень (поощрения) мотивации иногда может и повредить выполнению должностных обязанностей, и даже приобретению больших эффектов.

Если работник достигает повышенных успехов, то такая мотивация называется оптимумом мотивацией. Иногда закон Йеркса Додсона называют законом оптимум мотивации.

Начальник долго работающий, по достоинству может оценить степень мотивации
каждого своего наемного рабочего, для достижения им определенных успехов и каким видом деятельность он занимается. Наверняка знает его:

  • Качества личностного характера;
  • Степень заинтересованности в конечном эффекте;
  • Восприимчивость к поощрениям.

Каждый руководитель должен помнить, что повышенная мотивация приносит только вред, а не пользу вашему делу, снижается производительность (отдача), труда, о чем доказано законом Йеркса Додсона.

Лучше применять закон Йеркса Додсона в двух случаях:

  • Мотивация и стимулирования работников.
  • Само-мотивация (саморазвитие).

В обоих обстоятельствах не стоит переусердствовать. При лучшей мотивации достигается
превосходный успех.

Ученые Йеркс-Додсон свой закон № 1 изобразили в виде кривой колоколообразной формы, на которой показали: по вертикали- результат деятельности; по горизонтали- мотивацию. В точке: оптимум мотивации, является точкой высокого показателя успешности человека.

Учеными Йеркс-Додсон оптимум мотивации закон Йеркса Додсона было пределен другой закон № 2 для дел среднего уровня сложности , который предпочтительно также выполнять при среднем пределе мотивации. Но учитывая вид деятельности (чем она труднее), тогда оптимальной точкой будет считаться низкой.

Пример: Самом благоприятном точкой мотивации относительно оцениваем 7-ью баллами. Но достаточно увеличить мотивацию 10 или больше баллов, произойдет не подъём активной результативности, а падение. Поэтому, превышение оптимальной (средней) степени мотивации в достижении цели, не всегда удобны.

Закон Йеркса Додсона утверждает, что оптимум мотивация дает наибольшую эффективную производительность. Чрезмерно завышенная мотивация напротив снижает коэффициент полезного действия.

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

Оказывается, есть психологический закон, который способен объяснить наши провалы в делах и неудачи в начинаемых проектах!

Это закон Йеркса-Додсона. А статья он нем.

Очень часто, люди, стремящиеся достичь в жизни чего-то значимого и нацеленные на успех, задаются вопросами:

как управлять мотивацией? как влияет низкий уровень мотивации на ? и как снизить это негативное влияние?

При этом большинство полагает, что в основе любого неуспеха, всякого не достижения цели и невыполнения поставленных задач (или их не качественного выполнения) лежит слабая мотивация.

Но мало кто знает, что причиной неудач, брошенных на половине дел, так и недостигнутых целей, может быть чрезвычайно сильная мотивация, излишний уровень упорства и усердия

Всем известно явление, когда знающий всё отличник проваливается на экзамене, а пропускающий занятия троечник, взявшийся за учебник только вчера вечером, его успешно сдает.

Или другой расхожий пример.

Многие люди, желающие сбросить лишние килограммы, зарядившись упорством и несгибаемой волей, тратят огромные усилия, время и деньги, но так и не достигают заветной цели.

А если что-то у них и получается, то удержаться на заветной точке весового минимума, удается не долго.

Или ещё один пример.

Подросток, однажды посмотрев выступление известного спортсмена, решил .

Начал интенсивно тренироваться, сутками пропадать в спортивном зале, учавствовать в соревнованиях, и даже выигрывать их.

Но спустя несколько месяцев чрезвычайно упорных тренировок он бросает занятия спортом и больше никогда не вспоминает к ним.

Многие работодатели сталкиваются с так называемым парадоксальным поведением работников, когда при увеличении материального вознаграждения за работу, эффективность работников значительно падает, поскольку падает их мотивация.

При этом вызывают стрессовую нагрузку и эмоциональное напряжение между руководством и сотрудниками, что еще больше ухудшает ситуацию.

К тому же, большинство руководителей не умеют .

Подобных примеров снижения мотивации, не достижения поставленной цели, бросания на середине дел, проектов, ранее начатых с огромным энтузиазмом, можно привести великое множество.

Как правило, подобные провалы объясняют слабой волей и низким уровнем мотивации.

Конечно же, в некоторых случаях так есть. Но в других всё с точностью наоборот, — всему виной слишком сильная мотивация.

Закона Йеркса-Додсона

(Суть и история открытия)

В 1908 году, учёные Джон Додсон и Роберт Йеркс, обучали крыс проходить лабиринт.

Они установили, что с усилением мотивации возрастает точность и скорость выполнения действия, но это не может длиться бесконечно.

Когда мотивация достигает определённого уровня и становится слишком большой, качество и скорость выполняемых действий начинают ухудшаться.

Когда провели эксперимент на людях, выявилась такая же закономерность. Группе испытуемых предлагали решить задачи-головоломки, за правильное решение им платили деньги, это был .

Сумма росла от задания к заданию. Понятно, что возрастала и мотивация испытуемых. За маленькие суммы работали неохотно, вяло и вразвалочку, но по мере того, как суммы становились более привлекательными, росла мотивация и желание как можно быстрее и больше решить задач.

И вот, когда сумма денежного стимула становилась избыточной, что выражалось в излишнем напряжении, волнении, страхе за то, что «такой крупный куш может ускользнуть от меня», скорость решения задач и качество самих решений начинали резко снижаться.

Слишком сильная мотивация вызывает у людей , что отрицательно влияет на уровень мотивации.

Какой из этого можно сделать вывод?

Правильно! Слабая мотивация недостаточна для эффективного выполнения действий и достижения поставленных целей.

Но и избыточная, слишком сильная мотивация мешает этому. Отсюда, для достижения успеха нужен оптимальный уровень мотивации.

Другими словами, как правило, там, где мы чего-то слишком сильно хотим, чрезвычайно желаем чего-то добиться, нас ждет неудача.

Что такое оптимум или оптимальный уровень мотивации?

Это такой уровень мотивации, который в наибольшей степени способствует эффективной деятельности и продвигает к успеху.

Рассмотрим это на примере спортсмена, желающего завоевать звание мастера спорта и женщины, стремящейся снизить свой вес с 80 до 65 килограммов.

Допустим, они поставили перед собой эти цели, разработали программы действий и приступили к их реализации.

К началу реализации , их мотивация была на оптимальном уровне. Вот его признаки.

Признаки достижения оптимума

мотивации

  • сохраняется и даже усиливается интерес к выполняемой деятельности и к поставленной цели;
  • формируется устойчивая ;
  • доминирует желание качественно закончить работу и достичь цели;
  • выполнения действий, деятельность протекает равномерно и организованно, без форсирования событий;
  • адекватные (объективные, осознанные и рациональные) реакции на поведение конкурентов (с случае спортсмена – это его соперники, в случае женщины, например, её подруги);
  • , творческая решимость и стремления к действию.

Но вот в какой-то момент их мотивы, т.е. стремление повысить свой социальный статус и желание стать привлекательной становятся чрезмерными и начинают очень сильно давить на героев нашей истории.

Этому способствуют и внешнее давление, например, со стороны подруг и тренера и внутреннее принуждение – чрезвычайные усилия воли.

Всё это приводит к нарушению оптимума мотивации. Вот признаки этого:

Признаки утраты оптимального

уровня мотиваци и

  • нарастает излишнее напряжения, когда вместо энтузиазма и решимости появляется ;
  • возникает желание быстрее закончить дело в ущерб качеству
  • субъективная и обусловленная эмоционально торопливость, стремление форсировать события, а то и вообще, бросить всё;
  • за невыполнения задания и не достижения цели (может появиться навязчивая мысль: «А вдруг что-то произойдет, и у меня ничего не получится»);
  • появляются ошибки при выполнении действий;
  • появляются первые признаки агрессии в отношении окружающим и в отношении самого себя, ;
  • цель и деятельность по ее достижению начинают вызывать , неприязнь;
  • возрастает роль волевых качеств, вместо энтузиазма, появляется необходимость заставлять себя силой стремиться к цели;

Не трудно представить себе, что произойдет дальше.

Уровень мотивации наших вымышленных персонажей станет стремительно падать, и их продвижение к цели сильно затормозиться, либо они вовсе откажутся от этих целей.

Зная закон Йеркса-Додсона, что бы мы посоветовали нашим персонажам для оптимизации управления их мотивацией?

Способы сохранения оптимума мотивации

  1. Пересмотрите свои приоритеты. Так ли уж жизненно важно достичь намеченной цели и получить желаемое? Что стоит за таким сильным стремлением? Не уменьшает ли оно ? Не обедняет ли вашу жизнь? Если у вас не поучается, быть может, это не ваша цель и не ваше дело?
  2. Меньше используйте негативных мотивационных стимулов, таких, как например, наказание, психологическое давление и угрозы, лишение каких-либо благ. Не заставляете себя силой, толку от этого мало, лучше ищите новые более действенные способы мотивации.
  3. Больше используйте позитивные стимулы, например, похвалу, заботу, признание заслуг, моральные способы мотивации и т.п. Подарите себе день отдыха, поход в кинотеатр или что-то приятное.
  4. Снизьте количество и уровень негативных реакций на неудачи. Другими совами, если что-то не поучилось, отнеситесь к себе снисходительно, с заботой. «Да, это плохо, , попробую еще раз!».
  5. Научитесь переключаться. Имейте в запасе еще парочку интересных занятий, которыми можно временно заместить основное занятие.
  6. Научитесь правильно отдыхать, активнее переключайтесь с работы на отдых. Отдых – это важнейшая составляющая жизни, без него вы не сможете быть эффективными в работе.
  7. Помните о том, что приносить удовольствие должна не только цель сама по себе, но и путь к ней, деятельность, направленная на её достижение.
  8. Разрешите себе ошибаться, в конце концов, на ошибках можно учиться.

Таким образом, если вы знаете, что такое закон Йеркса-Додсона, то можете правильно организовать управление мотиваций, причём как своей, так и мотивацией других людей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Прощание с лесным королем Детство и образование
Мотивационное письмо в зарубежный вуз
Пзрк