Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принят таможенный кодекс еаэс. Таможенный кодекс еаэс Таможенный кодекс еаэс

C 1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Положения нового ТК ЕАЭС основаны на трех основных принципах: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товаров.

В течение последних лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений в сфере таможенного регулирования направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования.

Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Параллельно продолжается работа по приведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствие с новой редакцией Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, подготовленной Всемирной таможенной организацией.

Отмечаются значительные изменения в сфере взаимодействия двух основных фискальных органов - таможенной и налоговой федеральных служб, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны. Передача Федеральной таможенной службы в ведение Министерства финансов Российской Федерации, регулирующего деятельность Федеральной налоговой службы, была первым шагом в направлении унификации таможенного и налогового регулирования.

Уже сейчас активно развивается процесс интеграции информационных систем двух ведомств, что позволит повысить эффективность и качество таможенного и налогового администрирования.

На реализацию указанных задач направлен и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза.

ТК ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2018 года, предусматривает, в частности, следующие основополагающие изменения: упрощение таможенных операций; приоритет электронного таможенного декларирования; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора - категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.

Новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран - членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС, в том числе по линии валютного контроля. В результате упрощения таможенных операций и, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается дальнейшее смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров.

Правовая основа для применений положений нового Таможенного кодекса формировалась в течение многих лет и приобрела особое значение в период согласования и утверждения его положений на наднациональном уровне.

Так, Решением Коллегии ЕЭК от 1 ноября 2016 года № 133 внесены дополнения в существующую процедуру отложенного определения таможенной стоимости. Ранее возможность отложенного определения таможенной стоимости допускалась исключительно для биржевых товаров. Теперь участники ВЭД смогут воспользоваться отсрочкой по определению таможенной стоимости товаров:

В отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, рассчитываемые на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования;

Часть дохода (выручки) от последующей продажи или использования которых прямо или косвенно причитается продавцу и рассчитывается на основании сведений, неизвестных на момент таможенного декларирования. Определение точной величины таможенной стоимости может быть отложено не более, чем на 15 месяцев с даты регистрации таможенной декларации.

ЕЭК также продолжает пересматривать ввозные пошлины на определенные категории товаров в рамках обязательств, взятых Россией перед ВТО. Так, Решением Совета ЕЭК № 40 от 16 мая 2016 года были снижены ставки ввозных пошлин на определенные виды бумаги, обуви, кондитерских изделий, рыбы, черных металлов, автомобилей, холодильного оборудования и строительных материалов. В соответствии с обязательствами России перед ВТО постепенное снижение таможенных пошлин ожидается до 2019 года.

С 1 января 2017 года вступили в силу существенные изменения в Единый таможенный тариф и Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС («ТН ВЭД ЕАЭС»). Изменения были внесены в связи с принятием Всемирной таможенной организацией новой - шестой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Пересматриваются положения законодательства в сфере применения тарифных преференций. Решением Совета ЕЭК № 8 от 13 января 2017 г. утвержден список товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых будут снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин (вступит в силу с 28 августа 2017 г.).

Перечень товаров разработан в рамках реализации договоренностей IX Министерской конференции ВТО, направленной, в частности, на стимулирование торговли, обеспечение продовольственной безопасности для развивающихся стран и совершенствование механизмов поддержки наименее развитых стран. Список, подготовленный ЕЭК, включает как товары, по которым уже действуют тарифные преференции (преимущественно, продукты питания), так и новые товары, в отношении которых установлены тарифные преференции для наименее развитых стран (например, черные и цветные металлы, некоторые виды машиностроительной продукции). Список товаров в дальнейшем планируется расширять.

Рассмотрим наиболее значимые изменения и новшества, содержащиеся в новом таможенном кодексе ЕАЭС:

  1. Приоритет электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия прямо закреплены в новом кодексе. Электронное таможенное декларирование станет основой для ускоренного прохождения таможенных формальностей и снятия бюрократических барьеров.
  2. Совершенствование процесса предоставления таможенным органам предварительной информации. По новому кодексу предварительную информацию можно подписывать электронной цифровой подписью и использовать для нескольких таможенных операций (например, как уведомление о прибытии, транзитная декларация, декларация на транспортное средство, а также как документ для помещения товаров на временное хранение). При этом закреплена обратная связь, о необходимости уведомления лица, которое подало предварительную информацию о результатах анализа такой информации. Кроме этого, предварительная информация может использоваться другими контролирующими органами, осуществляющими деятельность в пунктах пропуска, что, в свою очередь, значительно ускорит прохождение всего процесса контроля на границе.
  3. Сокращение сроков выпуска товаров с 1 рабочего дня до 4 часов рабочего времени.
  4. Расширение перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации. Теперь в случаях, установленных национальным законодательством, для товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободного склада, свободной таможенной зоны может применяться выпуск до подачи декларации.

Аналогичная норма будет действовать для товаров, в отношении которых применяются инвестиционные преференции, а также для участников внешнеэкономической деятельности в статусе уполномоченного экономического оператора и лиц, перечень которых будет определяться Евразийской экономической комиссией.

  1. Преобразование института уполномоченных экономических операторов (УЭО). Расширен спектр специальных упрощений. Предусмотрено, что статус уполномоченных экономических операторов смогут получить практически все участники цепи поставок товаров (перевозчики, экспедиторы, владельцы складов, таможенные представители). Упрощения будут сгруппированы по трем типам свидетельств. Юридическое лицо вправе будет выбирать тип свидетельства (набор упрощений), который ему максимально подходит и условиям которого соответствует его деятельность.
  2. В целях гибкого регулирования деятельности таможенных представителей, в новом кодексе размер обеспечения уплаты платежей для таможенных представителей отнесен к компетенции Совета Евразийской экономической комиссии - это орган на уровне заместителей Премьер-Министров Сторон.

Одним из основополагающих нововведений ТК ЕАЭС является возможность подачи декларации на товары и транзитной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Также закреплен принцип однократного представления контролирующим органам документов при совершении таможенных операций, в том числе связанных с прибытием, убытием и таможенным декларированием товаров, так называемый механизм «единого окна».

Электронное декларирование закладывает основу для дальнейшего внедрения новых таможенных технологий. Благодаря информационным системам таможенных органов будет возможно совершать таможенные операции, связанные с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически. При этом предусмотрена компетенция ЕЭК определять порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске, аннулированием выпуска товаров.

Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС содержит в три раза больше компетенций, переданных в ведение Комиссии ЕЭК, чем действующий Таможенный кодекс. Среди добавившихся полномочий ЕЭК - возможность инициировать разработку и принятие решений по определению классификации отдельных видов товаров. Раньше такие решения разрабатывались только по инициативе национальных таможенных служб.

Комиссия также будет определять особенности исполнения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, порядок совершенствования таможенными органами таможенных операций посредством информационных систем без участия инспектора, методы и особенности определения всех категорий товаров, образовавшихся на территории Союза в рамках таможенных процедур.

Кроме того, к компетенции ЕЭК отнесены нормы, которые сейчас регулируются международными соглашениями. Например, особенности перемещения товаров через таможенную границу Союза физическими лицами для личного пользования.

В ЕЭК ожидают, что все эти меры положительно скажутся на добросовестном бизнесе и снизят его издержки, при этом экспорт возрастет, а импортировать товары станет проще благодаря применению мирового опыта и исключению «человеческого фактора».

_ Надежда Тынникова, сотрудник Евразийского сектора ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. Москва, 10 ноября 2017 г.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) – это международная организация региональной экономической интеграции, в рамках которой поставлена задача создать полноформатный экономический союз без изъятий и ограничений. Интеграционное объединение прошло этап зоны свободной торговли, создав в 2010 году полноформатный Таможенный союз. Затем в 2012 году были подписаны соглашения, которые легли в основу Единого экономического пространства, и на этой основе было принято решение о создании полноценного экономического союза. ЕАЭС включает в себя 5 государств-членов: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан.

Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).

Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС обеспечивает упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза .

Главы государств-членов ЕАЭС в конце 2016 года попытались принять новый вариант Таможенного кодекса, разработка и согласование которого заняли около трех лет. Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС) заменит Таможенный кодекс Таможенного союза, который был принят в 2009 году. Новый документ предусматривает переход на единое таможенное регулирование в рамках Евразийского экономического союза. Новый Таможенный кодекс вступит в силу с 1 января 2018 года.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС содержит на 83 статьи больше, чем Таможенный кодекс Таможенного союза. Также, стоит отметить, что ТК ТС делился на части: общая часть и специальная часть, в новом кодексе такого деления нет, но присутствует 4 приложения .

ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора. Ключевые нововведения ТК ЕЭАС можно увидеть на рисунке 1.

Рис.1. Нововведения ТК ЕАЭС

С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.

Главное нововведение кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид с тем, чтобы исключить воздействие человеческого фактора. Изменения, которые принесет с собой новый ТК, сводятся к трем основным пунктам: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В новом кодексе электронные технологии охватывают весь процесс – от поступления товара до его выпуска на рынок для продажи. В настоящее время основные таможенные процедуры оформляются на бумаге, а электронные процессы дублируют традиционный бумажный документооборот. После введения нового ТК все будет наоборот: основные таможенные процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага будет их дублировать.

Еще одно новшество – повышение статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО). Его могут получить организации, которые соответствуют определенным критериями и пользуются доверием таможенных органов. Таким компаниям предоставляется возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подача неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе. Новый кодекс рассматривает уполномоченных операторов не как потенциальных нарушителей, а как партнеров государства, которые ведут прозрачный бизнес, а потому пристального внимания со стороны контролирующих органов не требуют. В итоге таможенники смогут не отвлекать ресурсы на работу с законопослушными организациями, а сосредоточиться на реальных нарушителях .

Традиционно на таможенной территории Таможенного союза уполномоченный экономический оператор имел только один тип свидетельства и 4 упрощения, ТК ЕАЭС предлагает участникам внешнеэкономической деятельности 4 вида свидетельств и до 13 упрощений включительно в зависимости от типа свидетельства. Также, если в ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора признавался только на территории одного государства-члена Союза, то после вступления в юридическую силу ТК ЕАЭС статус уполномоченного экономического оператора будет признаваться на всей территории Союза .

В целом таможенное регулирование теперь в основном будет осуществлять на наднациональном уровне, а на национальном уровне останутся, главным образом, технические моменты. Так, на союзном уровне, не будут регулироваться структура таможенных органов и целый ряд технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.

В соответствии с ТК ТС выпуск товаров производится должном лицом таможенного органа, новый же ТК ЕАЭС говорит о том, что выпуск товаров производится с использованием информационной системы таможенного органа. Существенно различаются старый и новый кодексы в вопросах лиц, имеющих права на специальные упрощения. Так, ТК ТС называет только одного участника внешнеэкономической деятельности – это декларант, ТК ЕАЭС расширяет этот список и включает в него не только декларанта, но и перевозчика, таможенного представителя, экспедитора и владельцев складов временного хранения (СВХ).

В заключение хотелось бы отметить, что новый ТК ЕАЭС дает определенные преимущества не только таможенным органам, но и бизнесу. Юридически в ТК ЕАЭС закреплены следующее:

  • расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ);
  • разделение по типам свидетельств УЭО;
  • расширенный перечень специальных упрощений;
  • применение упрощений на всей территории ЕАЭС;
  • упорядочение внутреннего контроля, что минимизирует риски нарушений.

Таким образом, инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его введение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. А передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

Успешное функционирование и устойчивость ЕАЭС как интеграционного объединения поможет государствам-участникам занять свое место и отстоять свои интересы в мировой экономической системе.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступил в силу c января этого года. В данной статье расскажем, что изменилось в кодексе, какие в него внесены уточнения и упрощает ли это прохождение таможенного контроля.

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

До этого все пять стран Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Республика Кыргызстан) ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекратил действие Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также целый ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

ТК ЕАЭС заменил принятый в 2009 году Таможенный кодекс Таможенного союза, (ТК ТС) в который на момент подписания входили Россия, Казахстан и Белоруссия. Основными недостатками старого ТК ТС было то, что, во-первых, большинство полномочий таможенных органов передавалось на национальный уровень, а это порождало различия в проведении таможенных процедур и механизмах взимания платежей; а во-вторых, кроме самого ТК ТС в рамках ЕАЭС действовали более 20 международных соглашений, положения которых иногда содержали в себе ряд противоречий. Поэтому разработка нового кодекса и его подписание должны послужить решению назревших проблем и упростить таможенные процедуры на территории ЕАЭС. Рассмотрим основные нововведения и отличия кодексов.

Новый таможенный кодекс стал объёмнее

Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее - почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами - участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.

Установлены конкретные сроки и формы предварительного информирования таможни о прибытии товара

Для получения таможенными органами сведений о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза, для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза в новом кодексе предусмотрено обязательное представление предварительной информации о прибывающих товарах на всех видах транспорта . В отличие от старого кодекса ТК ЕАЭС устанавливает конкретный срок представления предварительной информации, то есть не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Предварительная информация теперь имеет два вида:

  • информация, которая будет представляться в обязательном порядке для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
  • информация для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля, которая будет представляться по желанию участника ВЭД.

По новым правилам предварительная информация может представляться в виде электронного документа с использованием ресурсов сети Интернет, путём взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационных систем лиц, представляющих предварительную информацию, и (или) иным способом, определяемым Комиссией .

Установлена подача документов для таможенных операций через единое окно

Согласно положениям старого кодекса , лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации .

То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.

Определён приоритет электронного декларирования

Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах , то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях , а именно:

  • при процедуре таможенного транзита;
  • в отношении товаров для личного пользования;
  • в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • в отношении транспортных средств международной перевозки;
  • при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;
  • в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.

В остальном же применяется только электронное декларирование .

В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии . Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.

Декларирование товаров теперь осуществляется без представления подтверждающих документов

ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация . Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче .

Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе .

Декларирование и выпуск товаров производится автоматически без участия человека

Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами . То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек - должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов .

Сокращено время регистрации декларации и сроков выпуска товаров

По старому кодексу, регистрация декларации таможенным органом после подачи декларантом или отказ в её регистрации осуществлялся в срок не более двух часов с момента её подачи . Новый кодекс сокращает эту процедуру до одного часа рабочего времени .

Также существенно сокращён срок выпуска товаров. Согласно старому кодексу выпуск товаров должен был быть завершён таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации . ТК ЕАЭС сокращает этот срок в шесть раз. Теперь выпуск товаров должен быть произведён в течение четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации . Однако это правило действует в том случае, если не были запрошены документы для таможенного и иных видов контроля либо декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации . Если же какие-то документы запросили, то срок выпуска будет составлять, как и в старом кодексе, не позднее одного дня. При этом в новом кодексе останется прежняя норма о том, что в определённых случаях срок выпуска может продлеваться до десяти рабочих дней .

Изменения (дополнения) в таможенную декларацию теперь могут быть внесены декларантом до выпуска товаров

Согласно положениям ТК ЕАЭС условие о внесении изменений в декларацию, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей, которое присутствовало в ТК ТС, исключено. Вместо него указано, что сведения в декларации могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в рамках проведения проверки документов до выпуска товаров . Следовательно, по новому законодательству декларант сможет вносить изменения в декларацию касательно таможенной стоимости товаров при условии, что таможенный орган не запросил документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров.

Отсрочка уплаты таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца

Общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин, налогов были установлены ТК ТС , а основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определялся международным договором государств - членов Таможенного союза.

В новом кодексе введены положения о сроках и основаниях предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин. Отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется на срок не более одного месяца со дня, следующего за днём выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления . В некоторых случаях можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев - в случаях обстоятельств непреодолимой силы, задержки плательщику ввозных таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского, государственного) бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа, поставки в рамках международных договоренностей или поддержки сельскохозяйственной деятельности .

Изменены формы и чётко определены меры таможенного контроля

Ранее таможенный контроль имел 12 разновидностей в зависимости от формы, в которой он осуществляется . Теперь форм таможенного контроля восемь :

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка (камеральная таможенная проверка, плановая выездная таможенная проверка, внеплановаявыездная таможенная проверка, встречная внеплановая выездная таможенная проверка).

Но плюсом к формам таможенного контроля появились меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые частично состоят из бывших форм и способов таможенного контроля . Точно их поименовано тринадцать:

  1. Проводить устный опрос.
  2. Запрашивать, требовать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
  3. Назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров.
  4. Осуществлять идентификацию товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест.
  5. Использовать технические средства таможенного контроля, иные технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов.
  6. Применять таможенное сопровождение.
  7. Устанавливать маршрут перевозки товаров.
  8. Вести учёт товаров, находящихся под таможенным контролем, совершаемых с ними таможенных операций.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать специалистов и экспертов других государственных органов.
  11. Требовать совершение грузовых и иных операций.
  12. Осуществлять таможенное наблюдение.
  13. Проверять наличие системы учёта товаров и ведение учёта товаров.

Четырнадцатая мера устанавливается национальным законодательством государств-членов о таможенном регулировании в качестве иных мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Новым кодексом регламентированы все 17 таможенные процедур

ТК ТС регламентировал четырнадцать таможенных процедур :

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства.

Кроме упомянутых, в старом кодексе были и другие процедуры, действие которых регулировалось отдельными нормативными актами. Так, международные соглашения регулировали свободную таможенную зону и свободный склад , а нашим национальным законодательством регулировалась специальная таможенная процедура, при которой отдельные категории товаров ввозились или вывозились с территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений .

Новый кодекс теперь содержит и регулирует все 17 таможенных процедур. Также существенно увеличилось содержание раздела, посвящённого таможенным процедурам, и в нём теперь18 глав.

В новом ТК ЕАЭС уточнено, к каким товарам такая процедура применяется: товарам Союза либо иностранным товарам. Кодексом конкретизированы процедуры, которыми может завершаться либо приостанавливаться действие каждой из таможенных процедур.

Все таможенные процедуры имеют в кодексе одну структуру:

Условия помещения товаров под таможенные процедуры;

Условия использования товаров в соответствии с каждой таможенной процедурой. Отделены случаи приостановления, возобновления, прекращения и завершения действия таможенных процедур.

Кроме того, что сами процедуры стали более подробно расписаны, в них появились нововведения.

Так, для товаров, которые ввозятся по процедуре временного ввоза, расширен перечень случаев, когда допускается использование таких товаров без разрешения таможенных органов. Ранее допускалась передача временно ввезённых товаров во владение и пользование иному лицу для ремонта, обслуживания или с разрешения таможенного органа . Теперь допускается передача декларантом во владение и пользование иным лицам без разрешения таможенного органа временно ввезённой многооборотной тары; временно ввезённых товаров в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), хранения, перевозки (транспортировки); временно ввезённых товаров в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, опытов или экспериментов; временно ввезённых товаров в иных целях в случаях, определяемых Комиссией и (или) предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной . Также осталось условие о том, что в иных случаях передача декларантом временно ввезённых товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, порядке и сроки, которые определяются Комиссией, после уведомления таможенного органа .

Отменено правило, по которому временно ввезённые товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов используются только в пределах территории государства Союза, где эти товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза .

Систематизированы положения деятельности лиц в сфере таможенного дела

В новом кодексе деятельности в сфере таможенного дела посвящён целый раздел . Каждому виду деятельности отведена отдельная глава:

Глава 54. Общие положения о деятельности в сфере таможенного дела.

Глава 55. Таможенный представитель.

Глава 56. Таможенный перевозчик.

Глава 57. Владелец склада временного хранения.

Глава 58. Владелец таможенного склада.

Глава 59. Владелец свободного склада.

Глава 60. Владелец магазина беспошлинной торговли.

Глава 61. Уполномоченный экономический оператор.

В этих главах даны углублённые нормы, касающиеся общих положений о деятельности лиц в сфере таможенного дела. При этом в перечень уже существующих видов деятельности добавили такой вид деятельности, как «Владелец свободного склада». Раньше он регулировался отдельным соглашением между странами.

Процедуры таможенного контроля для УЭО существенно упрощены

Согласно ТК ЕАЭС уполномоченный экономический оператор (УЭО) - это юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, признанное таможенным органом уполномоченным экономическим оператором и включённое в реестр уполномоченных экономических операторов . Как видим, статус может получить только юридическое лицо государства - члена ЕАЭС, ранее компания могла быть нерезидентом .

Суть создания института УЭО заключается в предоставлении определённой категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения: осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях; выпуск товаров до подачи таможенной декларации и иные специальные упрощения.

К дополнительным привилегиям УЭО можно отнести следующие положения:

- Чем выше тип свидетельства УЭО, тем больше упрощений процедур контроля.

Особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля зависят от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора . Каждое свидетельство имеет разный перечень специальных упрощений для деятельности УЭО. Свидетельство первого типа предполагает девять преимуществ , второго типа − десять , свидетельство третьего типа даёт право УЭО пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств первого и второго типа .

- Наличие свидетельства подтверждает низкий уровень риска и упрощает таможенный контроль.

1 января 2018 г. вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Принятие документа неоднократно откладывалось из-за согласований позиций стран-участниц объединения. Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк рассказал «Евразия.Эксперт» о том, что изменится после выступления Кодекса в силу и об участии бизнес-сообщества в его подготовке.

- Сергей Валерьевич, какие функции выполняет Ассоциация таможенных представителей Беларуси?

Ассоциация таможенных представителей Республики Беларусь была основана в 2011 г. в целях содействия консолидации участников внешнеэкономической деятельности, в том числе, оказывающих услуги в сфере таможенного дела.

Одной из приоритетных задач Ассоциации является защита, координация и представление профессиональных интересов бизнес-сообщества в таможенных и иных государственных органах Республики Беларусь, а также иностранных, международных государственных и общественных организациях.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что Ассоциация – это институт, способный оказать необходимую поддержку ее участникам, как в вопросах проведения анализа проблемных ситуаций, возникающих в их деятельности, и предложения оптимальных путей решения, так и в вопросах оказания безвозмездной экспертной правовой помощи по вопросам применения таможенного законодательства.

Председатель Ассоциации таможенных представителей Беларуси Сергей Борисюк.

- Какие, как правило, вопросы возникают у Ваших участников?

Среди наиболее значимых вопросов, поступивших в Ассоциацию, которые потребовали не только детального анализа законодательства, но и помощи в подготовке документов для обращения в различные инстанции, можно выделить вопросы, связанные со страхованием деятельности таможенных представителей, декларированием товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также касающиеся солидарной обязанности таможенных представителей при выявлении фактов нарушения таможенного законодательства после выпуска товаров.

Учитывая, что в состав Экспертного клуба Ассоциации входят практики, которые проработали в системе таможенных органов Беларуси длительный период, в том числе более 20 лет, а также эксперты из других государств-членов ЕАЭС, можно быть уверенным в качестве проработки возникающих вопросов.

- Кто может войти в состав Ассоциации, есть ли какие-то требования к участникам внешнеэкономической деятельности?

Ассоциация имеет широкую сферу деятельности и в настоящее время объединяет участников, среди которых крупнейшие транспортно-логистические компании страны, уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные перевозчики, а также компании, осуществляющие иную деятельность, связанную с организацией, представлением и обеспечением бизнеса в таможенной сфере. Каких-то специальных требований к участникам внешнеэкономической деятельности нет, мы открыты к сотрудничеству.

- С 1 января 2018 г. вступит в действие новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Как проходила подготовка кодекса? С какими трудностями сталкивались те, кто принимал участие в его создании?

Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 2010 г. был пройден первый этап формирования Таможенного союза, краеугольным камнем которого стал Таможенный кодекс Таможенного союза.

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал создания нового глобального документа, предусматривающего оптимизацию таможенных операций, дальнейшую либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих в рамках Союза международных соглашений.

Работа над поправками в Таможенный кодекс Таможенного союза, а затем разработка проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза велась несколько лет. Стран-участниц ЕАЭС становилось больше, мнения разнились, ранее согласованные подходы неоднократно пересматривались.

Работа по подготовке Кодекса велась Рабочей группой по совершенствованию таможенного законодательства на площадке Евразийской экономической комиссии, в состав которой вошли представители ЕЭК, государственных органов государств-членов и бизнес-сообщества Союза.

Представители Ассоциации принимали активное участие в разработке Таможенного кодекса ЕАЭС и различных актов, регулирующих таможенные правоотношения на наднациональном уровне.

- Какие наиболее важные изменения, на Ваш взгляд, принесет новый кодекс?

- Оптимизация механизма совершения таможенных операций за счет их информатизации и автоматизации, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, возможность применения уведомительного принципа во взаимоотношениях «бизнес – таможня», а также ряд других новелл Кодекса не раз озвучивались.

Но, насколько эффективным будет их применение, ответить сложно, ведь еще не закончена работа по приведению в соответствие с Кодексом как Союзных актов, так и национальных законодательств, призванных обеспечить реализацию данных норм.

Кстати, в тексте Таможенного кодекса ЕАЭС упоминание о национальном законодательстве встречается около 1000 раз! Также не нужно забывать о правоприменительной практике, которая может различаться в двух таможнях, не говоря о таможенных службах государств-членов Союза.

На мой взгляд, в государстве, где по аналогии с практикой Евразийской экономической комиссии, представители бизнеса принимают участие в разработке актов национального уровня, будет подготовлен качественный документ, отвечающий интересам государства и бизнеса. При этом, участие представителей бизнес-сообщества обязательно, как при обсуждении концепции, так и при подготовке самого нормативно-правового акта.

Если говорить о практических преимуществах Кодекса для бизнеса – это реальное сокращение сроков совершения отдельных таможенных операций.

Например, по действующей редакции Кодекса выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. То есть, по сути, 2 дня. В новом Кодексе предусмотрено, что выпуск товаров должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Понятно, что эти сроки могут быть продлены. Но перечень случаев продления строго ограничен.

- Какие изменения следует ожидать уполномоченным экономическим операторам?

Деятельность уполномоченного экономического оператора (УЭО) претерпит серьезные изменения.

Первое нововведение – выдача свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов трех типов. В зависимости от типа свидетельства УЭО различаются условия включения в реестр УЭО, а также предоставляется разный набор специальных упрощений.

Второе – определены 12 условий включения в реестр УЭО. При этом для каждого типа свидетельства будет свой конкретный перечень таких условий.

И третье, главное для бизнеса, ради чего это все делалось. Сейчас, по действующему Таможенному кодексу Таможенного союза, у УЭО только 4 упрощения. Это – временное хранение товаров на территориях УЭО, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенных операций, связных с выпуском товаров, на территориях УЭО, иные упрощения, определенные таможенным законодательством Союза. В новом Кодексе перечень упрощений, предоставляемых УЭО, расширен до 17 специальных упрощений, которые скомпонованы по типам свидетельств и касаются совершения таможенных операций.

Следует отметить, что заложенные в Кодексе упрощения для белорусского бизнеса не новы. В целом, они незначительно отличаются от применяемых в настоящее время в Беларуси.

Еще один важный момент – условия получения статуса УЭО в ЕАЭС максимально гармонизированы с условиями получения такого статуса в государствах, входящих в состав ЕС. Данное обстоятельство позволяет надеяться на появление в ближайшее время документов, определяющих основы взаимного признания уполномоченных экономических операторов таможенными администрациями стран ЕС и ЕАЭС. Преимущества очевидны.

- В случае возникновения вопросов, которые не урегулированы Таможенным кодексом ЕАЭС, как будут разрешаться такие вопросы?

Законодательство не может быть настолько идеальным, что его применение всегда будет беспроблемным. Оно регулирует общественные отношения, которые постоянно меняются под воздействием экономики, политики, технического прогресса. Но это совсем не означает, что возникающие при применении норм законодательства проблемы неразрешимы.

Кодекс содержит положения, предусматривающие, что при наличии вопросов, неурегулированных таможенным законодательством Союза, они регламентируются на уровне национального законодательства.

Кроме того, вопросы, касающиеся налогового законодательства, административной и уголовной ответственности, судопроизводства, обжалования действий и бездействий должностных лиц, регулируются только национальным законодательством.

Также государствам-членам Союза предоставлено право оптимизации условий совершения таможенных операций. Например, могут быть уменьшены сроки таможенных операций, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС, установлены дополнительные условия в ряде таможенных операций либо определены различные технологические аспекты в деятельности таможенных органов.

- Как осуществляется взаимодействие бизнеса с таможенными органами в ходе нормотворческой деятельности?

Представители бизнес-сообщества принимают участие в ходе работы над проектами нормативно-правовых актов только на этапе их согласования. При этом хочется отметить, что сроки, которые отводятся на согласование проектов, недостаточны для того, чтобы сформировать качественную позицию бизнес-сообщества. Такая позиция должна быть консолидирована, то есть согласована со всеми участниками Ассоциации и обоснована. В целом, для проведения такой работы требуется не менее 2 недель. На практике же такой срок гораздо меньше.

Серьезные и глобальные документы требуют тщательной проработки и анализа, а также участия представителей бизнес-сообщества на протяжении всего процесса работы над нормативным правовым актом. Чем раньше начнется эта работа, тем качественней может быть сформирована позиция, учитывающая интересы бизнеса и государства.

Практики, как никто другой, понимают, что именно нужно изменить в действующих актах для устранения имеющихся барьеров и повышения эффективности работы бизнеса. Именно поэтому, в целях оптимизации взаимодействия белорусских деловых кругов в таможенной сфере, в составе Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» был создан Комитет по вопросам правоотношений в сфере таможенного дела.

Только путем совершенствования сотрудничества между государственными органами и бизнес-сообществом можно добиться конструктивного диалога, максимально устранить коллизии и пробелы в законодательстве, а также приблизить правоприменительную практику к мировым стандартам.

Беседовала Юлия Рулева

Аннотация
В данной статье рассмотрено вопросы таможенного регулирования торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза. Раскрыто особенности Таможенного кодекса ЕАЭС в части регулирования торговли нефтью и продуктами нефтепереработки. Рассмотрено вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Ключевые слова: таможенное регулирование, торговля нефтью и нефтепродуктами, Таможенный кодекс ЕАЭС, регулирование рынка нефти и нефтепродуктов
В течение последних нескольких лет российское таможенное законодательство все больше ориентируется на международный опыт. Большинство нововведений 2016 — начала 2017 года в сфере таможенного регулирования было направлено на упрощение таможенных процедур, улучшение делового климата и создание в России среды, привлекательной для инвестирования. В частности, странами-членами Евразийского экономического союза был подписан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который должен вступить в силу не ранее 1 июля 2017 года. Россия продолжает пересматривать ставки ввозных таможенных пошлин согласно обязательствам, взятым перед Всемирной торговой организацией.
При формировании в 2010 г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана была создана единая таможенная территория, а товары из третьих стран стали облагать таможенными пошлинами на границе ТС. Одновременно каждый участник оставил за собой право самостоятельно определять размер экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, которые взимаются при экспорте в третьи страны и не уплачиваются при торговле между участниками интеграционного объединения. Таможенное регулирование торговли нефтью и нефтепродуктами в пределах стран Евразийского экономического союза ныне реализуется на базе двусторонних и многосторонних соглашений. Однако 11 апреля 2017 года в Москве был подписан Договор о создании Таможенного кодекса ЕАЭС, который вводит на территории союза единые нормы и принципы таможенного регулирования.
Вступление документа в законную силу произойдет только после проведения всеми странами участницами комплекса внутригосударственных процедур, ориентированных на введение общего механизма регулирования торговых отношений между странами (в том числе и по торговле нефтью). Ориентиром для введения документа в законную силу установлено 1 июля 2017 года.
Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из 9 разделов и 61 главы. Он содержит не только правила перемещения товаров через границы государств-членов союза, но также и порядок взаимодействия таможенных органов государств-членов ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих действие.
В общем виде регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС основывается на соблюдении баланса экономических интересов стран-участниц и включает в себя:
регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов;
антимонопольное регулирование;
таможенно-тарифное регулирование;
налоговое регулирование;
регулирование срочного рынка (биржевого и внебиржевого);
техническое регулирование;
регулирование биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
В рамках указанных направлений предусмотрены принятие нормативно-правовых актов странами-участницами ЕАЭС, формирование государственной политики, направленной на создание условий функционирования общих рынков нефти, координация реализации совместных проектов специальными межгосударственными органами регулирования.
Что касается вопросов таможенного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов, то согласно нормам товарной номенклатуры ВЭД, используемой в рамках ЕАЭС эти продукты отнесены к группе 27 («Минеральные продукты»), которые включают в себя:
2709 ТН ВЭД — сырую нефть и нефтепродукты;
2710 ТН ВЭД — продукты переработки нефти, содержащие не менее 70% нефтяного сырья, а также отработанная нефть (нефтепродукты, непригодные для дальнейшего использования, шлам, водные эмульсии и смеси).
Нефть и нефтепродукты, отнесенные к товарным группам 2709-2710 ТН ВЭД, в пределах союза регулируются такими тарифными методами, как:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
4) таможенные сборы.
Все перечисленные выше платежи определяются национальным законодательством стран-участниц. Так, на территории РФ с таких товаров не взимается акцизный налог, однако они облагаются НДС по ставке 18%.
Согласно положениям нового Таможенного кодекса ЕАЭС, ориентированного на упрощение процедур торговли между странами. Кодекс предусматривает, в частности, следующие изменения:
упрощение таможенных операций;
введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования – декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях;
новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора (далее – «УЭО») – категории участников ВЭД, которым предоставляются специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством.
в соответствии с Кодексом УЭО будут классифицироваться по трем категориям в зависимости от установленных критериев, перечень упрощений по которым будет различаться;
предусматривается возможность принятия таможенными органами предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости при условии, что соответствующие положения установлены законодательством государств-членов ЕАЭС.
В связи с тем, что возможность выдачи предварительных решений поставлена в зависимость от изменения соответствующего национального законодательства, в настоящий момент трудно предсказать, будут ли на практике выдаваться такие решения.
Таким образом, новый Кодекс должен существенно упростить таможенные формальности и повысить эффективность сотрудничества между таможенными органами стран-членов ЕАЭС, благодаря использованию электронного документооборота и унификации таможенного регулирования. В то же время, более тесное сотрудничество между таможенными органами стран- членов ЕАЭС позволит им анализировать имеющуюся информацию, например, о таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, ввозимых в разные страны ЕАЭС, а также усилить контроль за сделками, совершаемыми в рамках территории ЕАЭС.
В результате упрощения таможенных операций, в частности, сокращения сроков при таможенном декларировании и выпуске товаров, предполагается смещение таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап контроля после выпуска товаров, что, с большой долей вероятности, потребует от бизнеса усиления процедур внутреннего контроля за таможенными операциями в целях снижения потенциальных таможенных рисков.
Стоит отметить, что в настоящее время в рамках ЕАЭС базой для исчисления ввозных и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов выступает физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. При этом величина ставок таможенных пошлин определяется правительственными органами стран-участниц.
Важно обратить внимание на то, что ввиду выделения в рамках ТН ВЭД всего двух групп товаров — 2709 и 2710, ставки экспортных и импортных таможенных пошлин не различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов — бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др. Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Действующие таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках ЕАЭС
Код ТН ВЭД Категория товаров Размер пошлины (% от стоимости товара)
2709 00 900 1-2709 00 900 9 Сырая нефть 0
2710 12-2710 20 Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых, содержащие более 70% нефти 5
2710 12 250 1 Нефтепродукты с содержанием менее 70%, но более 55% нефти 0
Помимо таможенных пошлин на территории стран-участниц ЕАЭС ныне взимаются таможенные сборы в рамках сделок по торговле нефтью, которые, как предполагается новый Таможенный кодекс союза пересмотрит их, ввиду существенных различий между странами.
В Белоруссии установлено наибольшее количество видов таможенных сборов (5), что обусловлено жесткой экономической политикой и высокой степенью регламентации таможенного регулирования, а также стремлением к получению действенного источника пополнения доходной части государственного бюджета.
Наименьшее число сборов — в Кыргызстане. Их всего два: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение. Примечательно, что эти же виды таможенных сборов определены и в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами) представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Таможенные сборы стран-участниц ЕАЭС, предусмотренные национальным законодательством (таможенными кодексами)
Страны Армения (гл. 18) Беларуссия (ст. 101) Казахстан (ст. 116) Киргизия (гл. 33) Россия (ст. 123)
Количество и виды таможенных сборов, из них: 4 5 3 2 3
1. за совершение таможенных операций; + + + + +
2.за таможенное сопровождение; + + + + +
3. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию +
4. за принятие пред-варительного решения — + + (плата) — —
5.за хранение + — — +
6.за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гаранта ими уплаты таможенных платежей +
7.за предоставление таможенным органом документа (бланка) +
При этом они устанавливаются ровно на один календарный месяц, после чего пересматриваются или продлеваются. Такая практика обусловлена крайне неустойчивой ситуацией на мировом рынке нефти, в том числе в вопросах конъюнктуры и ценообразования. Указанные принципы формирования таможенных тарифов стран-участниц ЕАЭС сохранятся вплоть до конца 2023 года.
В настоящее время ведется работа по выработке новых условий поставки нефти и нефтепродуктов между странами-участницами союза, которые затрагивают вопросы пересмотра квот, таможенных пошлин и сборов. Эти аспекты учтены при составлении Таможенного кодекса ЕАЭС.
В направлении же практической реализации мероприятий по развитию общего рынка нефти и нефтепродуктов, который начнет свою работу в 2025 году, важно провести анализ его влияния развития рынка нефтепродуктов в странах-участницах ЕАЭС на перспективы их сотрудничества в нефтеперерабатывающем секторе.
Особого внимание заслуживают вопросы унификации нормативно-правовой базы — приведения национального законодательства в соответствие с нормами, принятыми на уровне союза.
Выработка единых правил в отношении торговли товарами категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС положительно повлияет на региональный рынок нефтепродуктов, поскольку они учитывают интересы всех участников экономического союза — как импортеров, так и экспортеров углеводородов.
При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают такие рекомендации, как:
упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов в пределах внутренних границ ЕАЭС;
достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС углеводородами, что приведет к формированию баланса между спросом и предложением, сформирует сбалансированную конъюнктуру и обеспечит условия для справедливого ценообразования;
оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов может стать основой развития инвестиционного сотрудничества стран-участниц в нефтеперерабатывающем секторе (например, дочерние предприятия «Газпрома» в Казахстане и Кыргызстане приобрели десятки земельных участков из фонда государственных земель для постройки сети автозаправочных станций);
унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС в рамках внешнеэкономической деятельности позволит активизировать товародвижение и развить торгово-экономическое сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического союза.
Приведенные выше мероприятия могут привести к выравниванию цен на нефть и продукты переработки нефти, что актуально для развития национальных экономик в условиях нестабильных цен на мировом рынке нефти.
Особое внимание следует уделить унификации нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС: она должна следовать по пути формирования конкурентоспособных экономик, а не ограничения бизнеса. При этом формирование единого Таможенного кодекса должно обеспечить устранение системы посредников в сфере реализации товаров категорий 2709-2710 ТН ВЭД ЕАЭС и формирование прозрачного механизма ценообразования.
В общем виде нефтяной рынок Евразийского экономического союза имеет благоприятные перспективы при условии внедрения:
единых налогов и тарифов на энергоресурсы;
единых ставок экспортных пошлин.
Все тарифы должны согласовываться на уровне единой комиссии ЕАЭС или иного наднационального органа подобного рода. В дальнейшем такие решения должны ратифицироваться в рамках национального законодательства.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в 2017 году был принят Таможенный кодекс ЕАЭС, который ныне находится на стадии ратификации национальными органами государственного управления. В нем оговариваются и вопросы таможенно-тарифного регулирования торговли и транзита нефти и нефтепродуктов через территорию ЕАЭС. При этом основой совершенствования таможенного и внешнеторгового регулирования рынка нефти и нефтепродуктов выступают упрощение таможенных процедур и устранение излишней формализации в вопросах перемещения нефти и нефтепродуктов, достижение насыщения внутреннего рынка стран-участниц ЕАЭС, оптимизация правил и процедур ранка нефти и нефтепродуктов, унификация и упрощение форм и процедур налоговой отчетности для стран-участниц ЕАЭС. Максимально эффективное интеграционное сотрудничество России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана в рамках ЕАЭС гарантирует ощутимый интеграционный эффект (11,6%), который может быть достигнут при условии повышения конкурентоспособности нефтеперерабатывающей промышленности стран-участниц, формирования совместных нефтеперерабатывающих предприятий, совершенствования механизма государственного регулирования рынка нефтепродуктов, движения товаров и процедуры налогового декларирования.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Презентация
Единство происхождения человеческих рас презентация
Предложения по повышению эффективности деятельности предприятия Повышение эффективности деятельности предприятия в современных условиях