Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правомерность направления безработного в другой город, расположенный в одной местности? Какова максимальная удаленность подходящей работы от места жительства Транспортная доступность для безработных граждан.

Каким НПА определяется отдаленность место постоянного проживания от места работы. И какая отдаленность может являться работой вахтовым методом. Пример: сотрудник проживает в г. Сургут, место нахождения организации г. Сургут, а непосредственно место работы сотрудника поселок Русскинская, отдаленность 70 км. Может ли признана работа сотрудника вахтовым методом?

Ответ

Для определения удаленности можно обратиться к нормативам, которые законодатель установил для строительно-монтажных трестов и других аналогичных организаций. В указанных организациях вахтовый метод применяют, если сотрудники ежедневно затрачивают на поездку от места постоянного проживания до места работы и обратно более трех часов.

Обоснование данной позиции в материалах «Системы Кадры».

«В каких случаях в организации применяется вахтовый метод работы

Удаленность производственного объекта может быть очевидной. Например, при межрегиональном перемещении сотрудники могут тратить на дорогу более суток. В остальных случаях необходимо учитывать условия каждой местности в отдельности, в том числе наличие дорог, транспортного сообщения и т. п. Для определения удаленности можно обратиться к нормативам, установленным для строительно-монтажных трестов и других аналогичных организаций. В указанных организациях вахтовый метод применяют в том случае, если сотрудники ежедневно затрачивают на поездку от места постоянного проживания до места работы и обратно более трех часов ( п. 1.4 Основных положений, утвержденных ). Приведенным порядком также могут воспользоваться организации, работающие в иных сферах.

Ограничения на применение вахты

Каких сотрудников нельзя привлекать к работе вахтовым методом

К работе вахтовым методом нельзя привлекать следующие категории сотрудников:

подростков в возрасте до 18 лет;

  • беременных женщин;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  • отцов, воспитывающих детей в возрасте до трех лет без матери, а также опекунов и попечителей малолетних детей (не старше трех лет);
  • лиц, имеющих медицинские противопоказания к выполнению работ вахтовым методом.
  • Данные ограничения установлены статьями и Трудового кодекса РФ.

Вопрос из практики: можно ли принять на работу вахтовым методом сотрудника, который проживает не по месту прописки, а по месту временной регистрации

Да, можно.

Трудового кодекса РФ определяет вахтовый метод как форму трудового процесса, в котором сотрудник не может возвращаться к месту постоянного проживания. Трудовой кодекс РФ не раскрывает понятия «место постоянного проживания» и не содержит отсылочных норм к данному определению, используемому в миграционном законодательстве. То есть в общем порядке следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, согласно которому местожительством признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (). Следовательно, находится там фактически.

Таким образом, местом постоянного жительства для целей применения вахтового метода может быть место как постоянного, так и временного проживания сотрудника.

Кроме того, прием на работу (в т. ч. и вахтовым методом) не поставлен в зависимость от наличия или отсутствия у гражданина регистрации, в том числе временной, по местожительству или местопребыванию. Такой вывод следует из

То, какой может быть максимальная удаленность подходящей работы от места жительства, устанавливает исполнительный орган отдельных субъектов РФ. Максимально возможная отдаленность, прежде всего, зависит от конкретного населенного пункта, ведь учитывается уровень развития его транспортной инфраструктуры, количество населения и другие факторы, что влияют на транспортную доступность. Её может установить городская администрация населенного пункта, где действует прописка гражданина.

При подборе подходящих вакансий учитывается транспортная доступность рабочего места, а также его максимальная отдаленность от работы. Согласно общим рекомендациям, время поездки на работу не должно быть более 90 минут. Для граждан, которым по результатам прохождения медико-санитарной экспертизы была присвоена группа инвалидности, разработаны другие нормы, касающиеся транспортной доступности места работы.

Важно! Нормы могут быть другими, если работодатель сам обеспечивает работников транспортным средством. В таком случае доставка к нужной местности персонала должна обеспечиваться в обоих направлениях.

  • 90 минут в одну сторону от места проживания для всех граждан (общая рекомендация);
  • 60 час для несовершеннолетних граждан, которые не достигли восемнадцати лет, а также для женщин с детьми;
  • 40 минут для инвалидов.

Если отсутствует государственной или частный транспорт, с помощью которого рабочий может добраться до рабочего места (включая маршрутные такси), то максимальное расстояние между местожительством гражданина и его рабочим местом не может превышать 5 километров. Если речь идет о безработных, которые пребывают на учете в центре занятости для поиска вакансий, то для них граничное расстояние от места пребывания не может превышать 1,5 километра.

Предложение по трудоустройству является неподходящим в одном из следующих случаев:

  • изменение местожительства без получения разрешения самого гражданина (в отдельных случаях работодатель может предложить сотруднику жилищную площадь для дальнейшего трудоустройства, что обязательно нужно предусмотреть в договоре);
  • условия труда, которые включают новые вакансии, не соответствуют нормам российского трудового законодательства (все условия труда также нужно указать в рабочем контракте);
  • заработная плата, которую работнику предлагают на новом месте, меньше среднемесячного заработка на его предыдущем рабочем месте.

Что касается последнего пункта, то заработная плата на новой работе также не может быть меньше МРОТ, установленного на региональном уровне или по месту проживания.

Если нетрудоустроенный гражданин предъявил на биржу труда по месту прописки все необходимые документы, то при отсутствии подходящего рабочего места после 10 суток с момента регистрации заявитель получает статус безработного. В таком случае гражданин может рассчитывать на получение пособия по безработице на протяжении шести месяцев до получения новой должности в районе, где действует его прописка. Центр занятости по месту проживания может предложить рабочим пройти переквалификацию. Если лицо не захочет работать по полученным вакансиям и не получит новый профессиональный опыт, то выплаты по безработице будут прекращены до повторной регистрации.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность его прав и обязанностей. В гл. II Закона о занятости определен перечень основных (статутных) прав безработных, по некоторые из них, равно как и обязанности, закреплены и в других главах (например, право на пособие но безработице).

Так, безработный имеет право:

  • – на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
  • бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • – бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • – бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
  • – самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • – обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
  • социальную поддержку в виде:
    • а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • б) выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • в) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе и в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
    • г) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;
    • д) предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработные обязаны:

  • – являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
  • – участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости населения (для лиц, указанных в законе);
  • – являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • – являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • – сообщать в орган службы занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
  • – выбрать один из предложенных органом службы занятости вариантов подходящей работы.

При определении понятия "безработный" и в процессе подыскания гражданам работы на практике могут возникнуть трудности с квалификацией ее в качестве подходящей и неподходящей. Закон о занятости четко регламентирует указанные разновидности работ. Дефиниция понятия "подходящая работа" содержится в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

  • – впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
  • – уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;
  • – ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • – направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • – отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • – состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более трех лет не работавших;
  • – обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

  • – если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • – если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • – если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Что такое требования к подбору подходящей работы?

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

а) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение 1-го года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

б) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

в) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3-х лет не работавших;

г) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Требования к подбору подходящей работы (далее – Требования к подбору подходящей работы) установлены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891. Требованиями к подбору подходящей работы установлено, что подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:

а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессионального обучения или дополнительного профессионального образования дважды;

б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. При направлении лиц к потенциальным работодателям на бирже труда должно быть выдано не более 2-х направлений на работу одновременно.

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы", принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места его работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья; транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации. Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющих квалификации;
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа - предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как узнать результаты прохождения аттестации?
Какие птицы прилетают к нам первыми весной?
Детские сказки онлайн Первая охота о чем рассказ