Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общение понятие структура факторы определяющие эффективность. Функции, виды, уровни, структура общения

Общение - это одна из основополагающих форм со­циального взаимодействия людей. В структуре любого об­щения (официального или неофициального) выделяют три стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене инфор­мации между людьми. При этом информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Основная цель информационного обмена в общении - это выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем.

Интерактивная сторона представляет собой обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми. Эта сто­рона общения может проявляться в согласовании дейст­вий, распределении функций, воздействии на настрое­ние, поведение или убеждения партнера.

Перцептивная сторона - это процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира. Эффективность восприятия (перцепции) связана с социально-психологической наблюдательностью, позво­ляющей по внешним проявлениям индивида улавливать его существенные особенности и прогнозировать поведение.

Основные механизмы социальной перцепции:

Идентификация (уподобление) заключается в попыт­ках поставить себя на место партнера. Близким к иденти­фикации является механизм эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит не рациональное понимание проблем другого человека, а стремление откликнуться на них эмо­ционально.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспинимается партнером по общению.

В процессе социальной перцепции важную роль игра­ют установки, приводящие к следующим психологиче­ским эффектам:

Эффект ореола - когда ранее выработанные пред­ставления о человеке мешают видеть его действительные качества.

Эффект новизны - когда в ситуации восприятия зна­комого человека новая информация о нем оказывается более значимой.

Эффект стереотипизации - когда воспринимаемый человек соотносится с одним из известных людей. Сте-реотипизация упрощает процесс социальной перцепции, но, к сожалению, за счет искажения реальной сущности партнера.



Виды общения:

^ вербальное - невербальное;

^ контактное - дистантное;

^ непосредственное - опосредованное;

^ устное - письменное;

^ межличностное - массовое;

^ частное - официальное (деловое);

^ искреннее - манипулятивное.

Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь прин­ципов:

^ принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);

^ принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);

^ принцип качества информации (не ври);

^ принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);

^ выражай мысль ясно и убедительно;

^ умей слушать и понять нужную мысль;

У умей учитывать индивидуальные особенности собе­седника.

Этапы общения:

^ появление потребности в общении, а также намере­ния вступить в контакт;

^ ориентировка в целях, в ситуации общения;

^ ориентировка в личности партнера;

^ планирование содержания общения (обычно бес­сознательно);

^ бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;

^ восприятие и оценка ответной реакции, установ­ление обратной связи;

^ корректировка направления и стиля общения.

Средства общения:

Язык - обеспечивающий взаимопонимание партне­ров; встречающееся непонимание друг друга часто про­исходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;

Интонация - благодаря которой слова «Я тебя люб­лю» могут воздействовать сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;

Мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;

Позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;

Взгляды, контакты глаз;

Исследования показывают, что удельный вес слов в установлении взаимопонимания составляют 7%, инто­наций - 38%, невербального взаимодействия -. 53%.

30. Понятие о конфликте и его функциях . Структура и виды конфликтов

Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приво­дят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом.

Конфликт - это столкновение противоположно направ­ленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.

Самые распространенные из конфликтов - это меж­личностные: между супругами, между родителями и деть­ми, между соседями, сотрудниками, друзьями и т.д.

Конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем служит для людей одновременно и связующим звеном. Чем большее зависимы межличност­ные отношения, тем более они чреваты конфликтами. Раз люди конфликтуют, то их непременно что-то объе­диняет. Поэтому конфликты могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных тенденций, быть доб­ром и злом одновременно.

Функции конфликтов:

Стабилизирующая - укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.

Активизирующая - взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотно­шений.

Сигнализирующая - выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положе­нием дел.

Функция эмоциональной разрядки - открытое выраже­ние своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.

Функция инновации - конфликт как средство творче­ской инициативы, побуждение к обновлению.

Профилактическая функция - своевременный кон­фликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон.

Структурные элементы конфликта:

Предмет конфликта - это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противо­борство.

Конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств или сово­купность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта.

"Конфликтное поведение - это действия, направлен­ные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дос­тижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов.

Разрешение конфликта - это преодоление конфликт­ного поведения, конфликтных действий.

В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногла­сие, противодействие, раздор, вражда.

Основные виды конфликтов:

По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.

По своей значимости: конструктивные и деструктивные.

По формам столкновения: открытые и скрытые.

По масштабам и продолжительности: общие и ло­кальные, кратковременные и затяжные.

По способам урегулирования: антагонистические и ком­промиссные.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга (Андреева). Данное определение общения позволяет рассмотреть структуру и выделить функции общения.

Общение является слагаемым 3-х основных компонентов (структура общения):

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , получающий ее – реципиентом .

Цель общения - отвечает на вопрос "Ради чего существо вступает в акт общения?". Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Анализ структуры общения позволяет выделить функции общения (Ломов ):

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно-коммуникативная функция.

3. Аффективно-коммуникативная функция.

Эти три функции соответствуют трем основным структурным элементам общения.

Перечень этих функций можно расширить.

4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

Так как в процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека :

● в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

● потребность в привязанностях;

● в значимости или самоутверждении;

● в социальных ориентирах и объекте подражания;

● в самосознании, в самооценке.

Значение общения в жизни личности наиболее ярко проявляется в 3 -х критических ситуациях:

1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация личности и резкие необратимые задержки психологического развития.

2. Дефицит общения (особенно интеллектуального или дружеского) ==> как компенсация – отклонения поведения:

§ алкоголь,

§ наркотики,

§ аутообщение (общение с самим собой) = шизофрения,

§ чрезмерная разговорчивость, привязчивость,

§ персонификация (общение с неодушевленными предметами и животными),

§ религиозность (общение с Богом заменяет общение с человеком).

3. дисгармоничное общение (частые конфликты, ссоры, неудовлетворенность своим партнером ==> (стрессы) ==> психологические заболевания: 1) неврозы; 2) сердечно-сосудистые заболевания, язвы и др.; 3) суицид.

Виды общения.

Структуру общения мы представим так:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Виды общения:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают интерес к нему.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходится знанием его социальной роли.

4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но дела более значимы.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенности личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят, не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Виды общения по средствам:

1. Вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;

2. Невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения :

1. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

2. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:

1. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2. Когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3. Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5. Мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности:

1. Непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;

2. Опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);

3. Прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);

4. Косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).


Похожая информация.


ТЕМА 8. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ

Вопросы:

1. Понятие общения, его структура и характеристики.

2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии.

3. Функции общения.

4. Виды общения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Г.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативную сторону – состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную сторону – заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную сторону - означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Выделение трех сторон общения возможно только, как прием анализа: нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия. Но если восприятие и коммуникация в общении в какой-то мере поддаются отделению от целого, то вычленение отдельного взаимодействия практически не возможно.

Б.Ф. Ломов предлагает подойти к характеристике структуры общения через выделение уровней анализа этого явления. Таким образом, при рассмотрении структуры общения обычно выделяются, по крайней мере, три следующих уровня анализа:

Первый уровень – макроуровень : общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень – мезоуровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень – микроуровень : главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.).



Помимо структуры общения следует перечислить и основные характеристики (аспекты) общения : его содержание, цель и средства.

2) Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

3) Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Иногда его употребляют как синоним «коммуникация», хотя он и не вполне эквивалентен этому английскому термину. В общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. И не только эмоциональное (межличностное, но и обезличностные (общественные)). А поэтому такое толкование общения требует определённого «построения» систему его связей.

Вне общения не может быть человеческого общества. Общение выступает как основа цементирования индивидов и способ развития самих индивидов. Учитывая это, Антуан Де Сент-Экзюпери нарисовал психологический образ общения, как единственную роскошь, которая есть у человека.

Общение – это, безусловно, спутник человеческой истории.

Формы общения исторически менялись, они обусловлены различными факторами, и в различных науках – социологии, языкознании, этнографии изучается его специфика в зависимости от предмета науки. Но в главном, что объединяет эти подходы то, что они связывают общение с деятельностью.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, чтобы коммуникативная сторона общения опиралась на единую систему символов в передаче информации. В интерактивной стороне общения могут присутствовать различные направления – кооперация, конкуренция, согласие, приспособление, ассоциация, но все они должны вести процесс общения к взаимопониманию.

Перцептивная сторона – «это зеркало общения», которое отражает реально процесс взаимодействия людей.

Вышеназванные стороны общения являются основными функциями общения. Хотя психологи выделяют и другие.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении выделяются и реализуются социальные отношения людей.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия между людьми, распределить функции или повлиять на настроение, поведение; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой, личностный «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.


2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми или экспрессивными (служить для большей выразительности речи).

Стратегии, тактики, виды общения .

Стратегии общения:

1. открытое-закрытое общение;

2. монологическое-диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, информацию. использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность позиций.

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрытьь истинные эмоции. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задерживали» друг друга без надобности, «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – «оттолкнут».

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общество друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивающие, обман и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь приветлив».

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений выслушать.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

В структуру речевого общения входит язык.

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность произношения звуков, правильность построения фразы и её доходчивость, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и т.д.

3. Проксемика исследует расположение в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте;

Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.;

Личная или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова. Она может усиливать, дополнять или опровергать смысл фраз. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

По своей специфики взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица.

Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, страх, любовь и т.д.

Причём, легче всего распознаются положительные эмоции. Научно доказано, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы. Левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

1. Жесты – иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т.е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы – движение телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивание отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щёк, подёргивание губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание;

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

Жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложение руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чём-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегущий взгляд» и др.;

Умение понимать популярные жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться и понимать людей, поможет при налаживании контактов и общении.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. ориентировка в личности собеседника;

4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что скажет;

5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности - в общении, как важного фактора самоформирования личности .

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

    передача информации

    восприятие друг друга

    взаимооценка партнерами друг друга

    взаимовлияние партнеров

    взаимодействие партнеров

    управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

    информационная (обмен информацией между людьми)

    когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

    эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

    конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

    креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

    синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

    самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

    трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

    социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

    социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

    сигналы непосредственно от другого человека;

    сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

    информация об итогах деятельности;

    информация от внутреннего опыта;

    информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии : избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы ”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

    прием “завлечения ” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

    прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов - шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов - вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго - состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго - состояний как “ребенок - ребенок”, “взрослый - взрослый”, “родитель - ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго - состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название - фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то - нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности .

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватноговосприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт - нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого являетсяэмпатия . Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, - это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

    интенциональные - специально производимые для передачи информации

    неинтенциональные - непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение - это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение - это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение - это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение - аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание - при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

    Контакт масок ” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

    Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает - отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

    Формально - ролевое общение - это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

    Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

    Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

    Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    Светское общение - его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения - манипуляция и актуализация. Манипуляция - это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация - это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

    Уровень манипуляции .

    Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

    Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

    Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” - уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен - несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы - это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа - каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения - в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой - для общения в незнакомой компании.

Игры - это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость - это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Детские сказки онлайн Первая охота о чем рассказ
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать
Туризм – хобби или профессия Идеальное резюме турагента