Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Три основные трудовые функции педагога. Профстандарт педагога – общие положения

Ольга Федорян
Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) имеет следующую структуру :

Раздел I. Общие сведения : наименование вида , основная цель вида профессиональной деятельности , группа занятий, отнесение к видам экономической деятельности.

Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности ): обобщенные трудовые и трудовые функции в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.

Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых (трудовых) функций : педагогическая (обучение, воспитательная и развивающая деятельность) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ

дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования).

В данном разделе отражены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе по должности учитель, воспитатель.

В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая ЕКС, ОКС, ОКСО.

Трудовые функции в третьем разделе стандарта раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога .

Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта .

Основная цель вида профессиональной деятельности :оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность).

Обобщенные трудовые и трудовые функции педагога можно представить в виде следующей модели (см. рис. 1) .

Общепедаго-гическая функция .

Обучение

Воспитатель-

деятельность

Развивающая

деятельность

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ

дошкольного

образования

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ

начального

образования

Педагогичес-кая

деятельность по

реализации

программ основного

и среднего общего

образования

В/04.6 Модуль «Предметное обучение. Математика»

В/05.6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Рис. 1. Модель обобщенных трудовых и трудовых функций педагога в условиях нового профессионального стандарта

Обобщенная трудовая педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (А) включает в себя трудовую общепедагогическую функцию (обучение, воспитательную и развивающую деятельность.

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (В) раскрывается в следующих трудовых функциях : педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования и двумя модулями предметного обучения (математика и русский язык) .

В целом, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими и ИКТ-компетенциями , призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Публикации по теме:

Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС ДО» Подготовка воспитателя к занятию: Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: Планирование занятий; Подготовка оборудования;.

От профессионального педагога к конкурентоспособному специалисту Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно он является основной.

На 2016–2017 учебный год Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Проект Управление развитием кадрового потенциала в условиях внедрения профессионального стандарта Вопрос профессионального развития работников образования является одним из ключевых. Профессиональный стандарт педагога предназначен для.

Развитие профессиональных компетенций молодого педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта Умение воспитывать – это все – таки искусство, такое же искусство как хорошо играть на скрипки или рояле, хорошо писать картины. А. С. Макаренко.

Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников Гаязова Л.А., зам.рук. ЦЭПП МГППУ


1. Основания для внесения изменений в состав трудовых функций профессионального стандарта (результаты деятельности стажировочных площадок по дифференциации уровней проф стандарта) 2. Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога 3. Возможности построения структуры трудовых функций профессионального стандарта педагога с учетом требований нормативно-правовой документации и специфики вида профессиональной деятельности


Подходы к дифференциации уровней проф стандарта педагога 1. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов. 2. Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования. Подготовка предложений по новой формулировке трудового действия для приведения его в соответствие с определенным уровнем образования и уровнями профессионального развития педагога. Июль – август 2014 года педагогических работников (21 стажировочная площадка) Ноябрь 2014 года. 11 экспертов стажировочных площадок: –Амурской области, –Волгоградской области, –Липецкой области, –Республики Мордовия, –Республики Татарстан, –Тамбовской области, –Хабаровского края.


Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней профессионального развития педагогов, описание уровней профессионального развития Первый уровень – уровень начинающего педагога. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Владеет компетенциями на начальном уровне, может осуществлять педагогическую деятельность на предписанном уровне. Второй уровень – уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций, которые могут быть связаны с работой с особым контингентом детей или с выполнением дополнительных функций по организации образовательного процесса и создания условий обучения. Третий уровень – уровень педагога- методиста, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Четвертый уровень – педагог- исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образовании.


ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 60 ТД Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»


ВАРИАНТ А Закрепление за каждым трудовым действием квалификационной категории ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2 Отсутствуют трудовые действия, отнесенные к 4 уровню Примерная структура стандарта


Соответствие трудовых действий проф стандарта педагога и уровней высшего образования «Начальный уровень» – выпускник программ бакалавриата «Опытный педагог» – выпускник программ магистратуры или педагог с опытом работы 3-5 лет «Эксперт» – специалист, овладевший широким кругом социальных компетенций «Супервизор» – специалист, овладевший управленческими и исследовательскими компетенция ми в области образования.


Распределение трудовых действий по трудовым функциям и уровням, всего 201 ТД ТФ1 Общепедаг огическая функция. Обучение ТФ2 Воспитательная деятельность ТФ3 Развивающая деятельность ТФ4 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования ТФ5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования ТФ6 Педагогическая деятельность … основного и среднего общего образования УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ


ВАРИАНТ Б Формирование на основе каждого трудового действия утвержденного стандарта новых формулировок, вариативных для разных уровней ТФ1 Обучение ТФ2 Воспитание ТФ3 Развитие Обобщенная трудовая функция 1 ТФ4 Дошкольное образование ТФ5 Начальное образование ТФ6 Основное общее, среднее общее Обобщенная трудовая функция 2


Формирование требований к составу трудовых функций профессионального стандарта педагога Постановление Правительства РФ 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; Приказ Минтруда России «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» 170 н от 29 апреля 2013 г. (Не нуждается в государственной регистрации. Письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. 01/66036-ЮЛ); Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534; Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утверждены Минобрнауки РФ 22 апреля 2015 г., ДЛ-2/05 вн).


Общие для всех профессиональных стандартов требования: уровень квалификации для каждой трудовой функции определяется в соответствии с характеристиками, содержащимися в Уровнях квалификации, утвержденных Приказом Минтруда России; уровень (подуровень) квалификации определяет требования к умениям и знаниям, необходимым для выполнения трудовой функции, в зависимости от полномочий и ответственности работника, то есть в зависимости от содержания деятельности, описанной в трудовых действиях. Возможные (для профессионально-общественного обсуждения) требования к формированию трудовых функций педагогических работников: учет уровней общего образования в деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (реализуемые педагогическим работником Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования); учет различных способов реализации деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях (обучение, воспитание, развитие обучающихся); учет особенностей контингента обучающихся, в числе которых обучающиеся, проявившие выдающиеся способности; обучающиеся, для которых русский язык не является родным; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и др. – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ Несколько оснований для построения системы обобщенных трудовых функций и трудовых функций проф стандарта педагога?


Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Уро­ вень Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалифи­кации Полномочия и ответствен­ность Характер умений Характер знаний 5 уро­вень Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требу­ющих самостоя­тельного анализа ситуации и ее изменений Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделе­ ния Ответственность за решение поставленных задач или результат деятель­ности группы работников или подразделения Решение различных типов прак­тических задач с элементами проектирования Выбор спосо­бов решения в изменяющихся (раз­личных) усло­виях рабочей ситуации Текущий и итоговый контроль, оценка и кор­ рекция деятель­ности Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера Самостоятельный поиск информа­ции, необ­ходимой для ре­шения постав­ленных профессиональных за­дач Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обуче­ния – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и кор­ ректировка направлений профессиональной деятель­ но­сти, технологических или методических ре­шений Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, ана­лиз и оценка профессиональной информа­ции Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессио­нального образова­ния - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновацион­ной, с принятием решения на уровне крупных организа­ций или подразде­лений Ответствен­ность за результаты деятельности круп­ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной дея­тель­ности и (или) организации с использова­ нием разно­образных ме­ тодов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых мето­дов, технологий Понимание методологических ос­нов профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельно­сти и /или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или спе­циалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт Приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 148 н от 12 апреля 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 27 мая 2013, 28534




Структура утвержденного профессионального стандарта педагога Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 544 н от 18 октября 2013 г. Зарегистрирован в Минюсте 6 декабря 2013, Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6


Структура проф стандарта педагога (Вариант 1 для профессионально- общественного обсуждения) Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Организация и обеспечение процесса обучения и воспитания 5 Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Организация и осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Проектирование и управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Модуль «Предметное обучение. Математика»6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»6 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление


Структура проф стандарта педагога (Вариант 2 для профессионально- общественного обсуждения) реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования Организация педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ начального общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ начального общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации основных образовательных программ основного и среднего общего образования Организация педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации программ преподавания учебных предметов (дисциплин) основного и среднего общего образования Организация профильного обучения, разработка и реализация программ профессиональной ориентации 6 Предметное обучение. Математика 6 Предметное обучение. Русский язык 6 – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление


Структура проф стандарта педагога (Вариант 3 для профессионально- общественного обсуждения) – обеспечение – осуществление – проектирование – управление – обеспечение – осуществление – проектирование – управление Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Уровень квалификации Организация и обеспечение педагогической деятельности Обучение 5 Воспитательная деятельность 5 Развивающая деятельность 5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 5 Осуществление педагогической деятельности Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Проектирование педагогической деятельности Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 Управление педагогической деятельностью Обучение 7 Воспитательная деятельность 7 Развивающая деятельность 7 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 7 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 7 – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ – проектирование и реализация образовательного процесса – проектирование и реализация основных общеобразовательных программ реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования реализация программ: – дошкольного образования – начального общего – основного и среднего общего образования



Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В настоящее время Минтруда РФ утверждено 14 профстандартов, в т.ч. по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др. А всего в 2013 году их должно быть более 300.

Что такое профстандарт

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.

Зачем нужны профстандарты

Профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования — при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования .

Профстандарт педагога призван:

  • определять необходимую квалификацию педагога;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профстандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:

I.. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Содержание профстандарта педагога отражает:

  • обучение;
  • воспитательную работу;
  • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109, а ответственной организацией-разработчиком — Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».

Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), тьютор и т.п.

Справка

В профстандарте педагога используются следующие сокращения:

ОКЗ – Общероссийский классификатор занятий.

ЕКС – Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

А также понятия:

компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какие птицы прилетают к нам первыми весной?
Детские сказки онлайн Первая охота о чем рассказ
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать