Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто устанавливает таможенные пошлины и сборы. С россиян начнут взимать пошлину при ввозе товаров на сумму от €500

В августе 2012 г. Россия вступила в ВТО. Вместе с тем страна является и участницей Таможенного союза. Предлагаем читателям рассмотреть принципы взимания таможенных пошлин в рамках Таможенного союза с учетом изменившейся ситуации.

В рамках Евразийского экономического сообщества с 2007 г. в соответствии с Договором о Создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 определены основные цели, задачи и направления таможенно-тарифного регулирования на единой таможенной территории трех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза предусмотрено создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, действуют общий таможенный тариф и единая таможенная политика.

Высшим органом управления Таможенного союза является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, созданный на уровне глав государств и правительств, постоянно действующим регулирующим комитетом — Комиссия Таможенного союза.

Формирование общего рынка потребовало корректировки и унификации национальных законодательств о таможенном деле. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (в ред. от 16.04.2010) был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Создание единого экономического пространства значительно повлияло на действующий порядок таможенного регулирования государств — участников Таможенного союза.

В результате присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступили в действие отдельные законодательные акты Таможенного союза, направленные на дальнейшее совершенствование правовой системы в условиях многосторонней мировой торговли. Наиболее значимым является подписание Российской Федерацией специального Перечня уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемого к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). В среднесрочной перспективе до 2014-2016 гг. порядка 90 % от общего числа тарифных линий сохранены на уровне действующих ставок, на отдельные — ставки ввозной таможенной пошлины снижены (1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и т. д.).

Поскольку другие государства — участники Таможенного союза не состоят в ВТО, для этих стран на отдельные виды товаров ставки пошлин не изменились и действуют до момента их присоединения.

Таможенные пошлины: виды, плательщики, базовые ставки

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При экспорте товаров таможенная пошлина является ввозной, при импорте — вывозной .

Порядок взимания и уплаты ввозных таможенных пошлин установлен:

  • Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС);
  • международными соглашениями и решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; до 2012 г. — Комиссия Таможенного союза);
  • законодательными актами, принятыми каждым государством — участником Таможенного союза (уточняют отдельные положения ТК ТС).

В свою очередь, к законодательным актам РФ, регулирующим данные вопросы, относятся:

  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ), в котором установлен порядок осуществления таможенных процедур и контроля при ввозе или вывозе товаров в РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 (в ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».

Механизм взимания вывозных таможенных пошлин устанавливается каждым государством — участником Таможенного союза. В РФ взимание вывозных таможенных пошлин осуществляется на основании:

  • Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном тарифе» (далее — Закон РФ № 5003-1) — в части регулирования ставок вывозных таможенных пошлин и особенностей предоставления тарифных преференций и квот;
  • Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»;
  • иных федеральных законов, нормативных положений Федеральной таможенной службы России (ФТС России).

Плательщиками ввозных и вывозных таможенных пошлин являются декларант и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с ТК ТС, а также международными договорами государств — участников Таможенного союза. В свою очередь, Федеральным законом № 311-ФЗ определено, что в качестве декларанта вправе выступать :

  • юридические лица, находящиеся на территории РФ и созданные в соответствии с российским законодательством;
  • индивидуальные предприниматели, постоянно проживающие в РФ и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством;
  • физические лица, имеющее постоянное место жительства в РФ, обладающее признаками, предусмотренными нормами ТК ТС.

К сведению. В отдельных случаях декларантом могут быть и другие лица (например, перевозчик и экспедитор при проведении таможенной процедуры в режиме таможенного транзита, а также иностранные лица в случаях, предусмотренных ТК ТС).

Как правило, ответственность за уплату таможенных платежей возлагается именно на декларанта.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.

В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.

ЕТТ ТС включает порядка 11 170 тарифных позиций, из которых 9208 облагаются адвалорными ставками пошлины, 216 — специфическими, остальные 1746 — комбинированными ставками пошлины.

В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин . На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.

Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев; в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств — участников Таможенного союза ЕЭК вправе устанавливать сезонные таможенные пошлины , срок действия которых не может превышать шести месяцев. В этом случае сезонные пошлины применяются вместо ввозных таможенных пошлин. Так, например, Решением Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 № 913 (в настоящее время документ утратил силу) были установлены сезонные пошлины на период с 1 мая по 31 июля 2012 г. на отдельные виды сахара.

Тарифные преференции и льготы

Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций . Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли. В частности, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, в ред. Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17), содержит тарифные преференции, действующие по 70 товарным группам ЕТТ ТС (например, рис, бижутерия, антиквариат, метлы, щетки и т. д.).

Преференциальный режим предоставляется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из третьих стран, и предусмотрен для:

  • развивающихся стран. В этих странах ставки ввозных пошлин установлены в размере 75 % от размера базовых ставок ЕТТ ТС (в перечень включены 103 государства, в том числе Хорватия, Чили, Турция, Малайзия);
  • менее развитых стран. В этих странах применяются нулевые ставки ввозных пошлин (в перечень включены 49 государств, например, Мальдивы, Эфиопия, Гвинея).

Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).

При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин. Следует отметить, что они не могут носить индивидуального характера. Порядок предоставления льгот установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (в ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Например, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельные виды ввозимых товаров:

  • для официального или личного использования представителями третьих стран, а также физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;
  • в виде гуманитарной помощи или при ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;
  • в качестве безвозмездной помощи, а также в благотворительных целях;
  • физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенных для производственной и предпринимательской деятельности;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Важно! Ежегодно ЭКС формирует специальный Перечень ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в отношении которых действуют тарифные квоты . Квоты применяются для категории ввозимых товаров в режиме таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».

Тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. При введении тарифных квот для определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) устанавливается более низкая ставка пошлины по сравнению с базовыми. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865 (в ред. от 13.11.2012) «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств — членов Таможенного союза» на 2012 г. были введены тарифные квоты по 9 товарным группам, относящимся к мясной продукции.

В целях применения единого таможенно-тарифного регулирования по товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза, происходящим из любых третьих стран, в том числе происхождение которых не установлено, применяются базовые ставки, установленные ЕТТ ТС.

Таможенные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, отменены Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

ТК ТС установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин :

  • адвалорные — взимаются в процентах от таможенной стоимости;
  • специфические — устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении;
  • комбинированные (смешанные) — сочетают оба вида пошлин.

Адвалорные ставки варьируются от 0 до 30 %, за исключением некоторых позиций (например, таких товарных позиций, как икра, сахар, пиво, этиловый спирт, бывшие в употреблении автобусы, пассажирские автомобили и грузовые автобусы старше пяти лет, а также мебель стоимостью ниже 1,8 евро за 1 кг) . Адвалорная ставка пошлины применяется в зависимости от таможенной стоимости товара. Например, для товарной подгруппы «Турбины гидравлические мощностью не более 1000 кВт» адвалорная ставка пошлины составляет 15 % от таможенной стоимости оборудования и взимается в евро или долларах США за единицу.

Специфические ставки пошлины устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик). Например, специфическая ставка пошлины для товарной подгруппы «Яблоки» составляет 0,2 евро за 1 кг, «Пиво солодовое» — 0,6 евро за 1 л.

Комбинированные ставки пошлины складываются из двух альтернативных ставок — адвалорной составляющей и специфической. Эти ставки пошлины применяются к определенному виду товаров (некоторые сорта мяса, рыбы, молочной продукции, по отдельным видам овощей и фруктов, кормам для животных, табачным изделиям, мылу, пластмассе и изделиям из нее, кожаным и меховым изделиям, искусственным цветам, керамическим изделиям, бижутерии, алюминию и олову, их изделиям, одежде, бытовой электронике, автомобилям, часам и мебели). Например, для товарной подгруппы «Олово и изделия из него» комбинированная ставка пошлины составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, в свою очередь, регулируются законодательными актами государств — участников Таможенного союза отдельно. В связи со вступлением России в ВТО ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, были скорректированы и установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756. Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 (в ред. от 24.10.2012).

Обратите внимание! На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по специальным формулам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155 (в ред. от 21.03.2012) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти».

В рамках Таможенного союза каждый из участников внутреннего рынка вправе на своей территории защищать экономические интересы посредством установления защитных мер . Они предназначены для ограничения ввоза товаров на таможенную территорию одного из государств — участников Таможенного союза для их свободного обращения на внутреннем рынке. Такие меры предусматривают введение количественных ограничений импорта или специальной пошлины , в том числе временной. Помимо введения специальных мер таможенного барьера участники Таможенного союза вправе установить на своей территории компенсационные и антидемпинговые меры.

Компенсационные меры направлены на ограничение импорта товара, субсидируемого одним из государств-участников или третьими странами. В этом случае экономическим регулятором служит компенсационная пошлина .

Антидемпинговые меры, в свою очередь, направлены на ограничение демпингового импорта товаров и применяются при введении антидемпинговой пошлины , в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятии ценовых обязательств.

Обратите внимание! Аналогичные виды пошлин действовали и до вступления России в Таможенный союз по Закону РФ № 5003-1.

Как правило, таможенные пошлины, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно. Однако существуют некоторые исключения из этого правила. Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подачи декларации, поскольку таможенные платежи исчисляются таможенным органом в месте (учреждении) международного почтового обмена на основании таможенного приходного ордера.

Исчисление и уплата таможенных пошлин в Таможенном союзе

Общий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин установлен Таможенным кодексом Таможенного союза. Кроме того, отдельными нормативными документами регулируются положения по:

  • порядку зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов (Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 21.05.2010;
  • исчислению и уплате вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»);
  • предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (в ред. от 19.12.2011) «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»).

Таможенные пошлины подлежат уплате в валюте того государства Таможенного союза, таможенному органу которого подается таможенная декларация. Валюта исчисленных к уплате пошлин может не совпадать с валютой, в которой происходит их уплата, поскольку таможенные платежи уплачиваются в валюте государства Таможенного союза. В связи с этим плательщикам таможенных платежей необходимо пересчитывать курс иностранной валюты с учетом действующего курса валют, установленного на день регистрации таможенной декларации. Сумма таможенных пошлин, подлежащих к уплате или взысканию, определяется с учетом рассчитанной базы и соответствующей ставки пошлины.

Пример 1

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение импортного оборудования контрактной стоимостью 20 000 евро на условиях 100%-ной предоплаты. Курс евро, установленный ЦБ РФ, составил:

  • на дату перечисления предоплаты контрагенту — 39,5 руб./евро;
  • на дату регистрации таможенной декларации — 40,2 руб./евро.

Адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10 % от таможенной стоимости за единицу.

Таким образом, иностранному поставщику необходимо перечислить денежные средства в размере 100%-ной предоплаты в сумме 790 000 руб. (20 000 евро × 39,5 руб./евро). Таможенная пошлина, в свою очередь, должна быть уплачена на дату регистрации таможенной декларации в размере 80 400 руб. (20 000 евро × 10 % × 40,2).

Порядок расчета ввозной таможенной пошлины, подлежащей к уплате при применении специфической ставки, рассмотрим на следующем примере.

Пример 2

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии пива солодового емкостью 0,5 л в количестве 10 000 бутылок. Контрактная стоимость составила 25 000 евро. Специфическая ставка таможенной пошлины составляет 0,6 евро за 1 л. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,65 руб./евро.

Таким образом, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 124 950 руб. (10 000 ед. × 0,5 л × 0,6 евро × 41,65).

Иной порядок расчета ввозной таможенной пошлины к уплате применяется при применении комбинированной ставки. В том случае, когда комбинированная ставка установлена в процентах от таможенной стоимости (адвалорная составляющая), но не менее чем за определенное количество (евро или доллар США) за единицу товара (комбинированная составляющая), необходимо последовательно рассчитать пошлину по адвалорной, а затем по специфической ставке. Далее определяется сумма таможенной пошлины, которая принимается равной большей из полученных расчетных величин. Рассмотрим порядок расчета пошлины на основании применения комбинированной ставки.

Пример 3

Российская организация заключила внешнеторговый контракт на приобретение партии изделий из олова. Объем ввозимой партии — 1,5 т, контрактная стоимость изделий — 10 000 евро. Курс, установленный ЦБ РФ на дату регистрации таможенной декларации, — 41,42 руб./евро. Комбинированная ставка ввозной пошлины на изделия из олова составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.

Расчетная величина адвалорной составляющей составит 500 евро (10 000 × 5 %), специфической — 300 евро (1500 кг × 0,2).

Большей из расчетных величин будет являться адвалорная (500 евро > 300 евро). Следовательно, организации необходимо уплатить таможенную пошлину в размере 20 710 руб. (500 евро × 41,42).

Для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Однако из этого правила существуют исключения, предусмотренные ТК ТС или международными договорами. Например, особые правила предусмотрены при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС) или при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК ТС).

ТК ТС установлен общий срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров в свободное обращение. Перечень случаев, по которому обязанность по уплате таможенных платежей должна быть прекращена, является расширенным (ст. 80 ТК ТС). Основными являются:

  • уплата или взыскание таможенных платежей;
  • помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин;
  • уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли и т. д.

В отдельных случаях таможенные платежи могут не уплачиваться (ст. 80 ТК ТС). В частности, при ввозе товаров (кроме личного пользования) между одним получателем и отправителем по одному транспортному (перевозочному) документу таможенной стоимостью не более 200 евро.

Сроки уплаты таможенных пошлин действуют для каждой таможенной процедуры отдельно (ст. 82 ТК ТС). Например, по товарам, помещаемым под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», срок уплаты пошлины установлен до их выпуска. При этом срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить этот срок до четырех месяцев. Таким образом, общий срок уплаты таможенных пошлин увеличен с 15 дней до четырех месяцев (пп. 1, 2 ст. 170 ТК ТС).

После выпуска товаров в свободное обращение таможенные органы вправе проводить проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Срок проведения такой проверки составляет три года.

Исполнение обязанностей по обеспечению уплаты таможенных пошлин (ст. 85 ТК ТС) проводится при:

  • перевозке товаров в режиме таможенного транзита;
  • изменении срока уплаты таможенных пошлин;
  • помещении товаров в режим процедуры переработки вне таможенной территории и т. д.

В этот перечень не включены отдельные таможенные режимы, например условный выпуск товаров или хранение иностранных товаров. Однако действующие нормы ТК ТС предусматривают возможность расширения данного перечня на уровне норм национального законодательства.

Плательщики таможенных пошлин вправе применить генеральное обеспечение по уплате платежей, суть которого заключается в следующем. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств Таможенного союза совершено несколько таможенных операций, то таможенному органу может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин для совершения всех операций. Порядок применения генерального обеспечения определяется национальным законодательством.

Размер обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, подлежащих к уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по их уплате.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется аналогично. При этом ее размер должен быть не меньше сумм уплаченных таможенных платежей, которые подлежали бы к уплате в других государствах Таможенного союза, как если бы товар помещался на их территории под аналогичные таможенные процедуры.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин не превышает 500 евро. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин установлены аналогично действовавшим в РФ до вступления в Таможенный союз. К ним отнесены: денежные средства, банковская гарантия, поручительство и залог имущества. При этом национальным законодательством могут предусматриваться иные способы обеспечения, поскольку на сегодняшний день имеются существенные различия в сфере гражданского права и банковского законодательства в государствах Таможенного союза.

_______________________________________________________________________________

Федеральный закон от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».

Ввозная таможенная пошлина – это обязательный денежный сбор, уплачиваемый субъектами хозяйствования в составе прочих таможенных платежей при импорте товаров.

Данный тип государственных сборов существует во всем мире. Хотя цифры и пропорции отличаются очень существенно, тем не менее, общая методика их формирования везде одинакова — все страны имеют минимальные пошлины на ввоз сырья для собственного производства и максимальные на готовую продукцию, конкурирующую с аналогичной национального производителя. Поговорим о ввозных таможенных пошлинах в России.

Кто устанавливает размер ставок ввозной таможенной пошлины?

Конкретное числовое выражение ставок на ввоз товаров зависит от хозяйственно-экономической картины в стране. В РФ ставки ввозных пошлин устанавливаются специальной комиссией Минфина, далее оформляются соответствующие постановления Кабмином, все изменения фиксируются в Таможенном тарифе РФ. Базовая ставка закрепляется за определённым видом товара (отображённого в 10-значном коде ТН ВЭД). Но это теория.

На практике суммы исчисляются исходя из:

  • кода ТН ВЭД;
  • страны происхождения товара;
  • наличия/отсутствия специальных условий;
  • таможенной стоимости поставляемого товара.

Отметим, что к специальным условиям отнесены различного рода персонифицированные квоты, сезонные, защитные, антидемпинговые и компенсационные ставки, которые носят временный и/или исключительный характер. Для получения актуальной информации по их наличию лучше проконсультироваться с брокером.

Рассмотрим общие примеры с одинаковыми исходными цифрами, но с разными результатами на выходе.

Фирма хочет завезти в страну шоколад белый 500 кг, таможенная стоимость партии 1000,00 USD. Справка по товару:

  • код ТН ВЭД 1704903000;
  • специальные условия отсутствуют;
  • базовая пошлина 12%, но чтобы не менее 0.15 евро/кг.
  • При поставке из Испании пошлина будет начислена в размере 120,00 USD за всю партию товара.
  • Если везём то же самое из Китая — 90,00 USD.
  • При поставке из Азербайджана пошлина нулевая.

Почему так?

  1. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Испании , коэффициент импортной пошлины составляет 1 (Испания относится к 130 странам, с которыми Россия состоит, в так называемом, режиме наибольшего благоприятствования).
  2. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Китая — коэффициент импортной пошлины при подтверждении страны происхождения составляет 0,75 (для Китая и еще 102 развивающихся стран в таможенном тарифе РФ предусмотрена 75% преференциальная ставка).
  3. Для товара ТН ВЭД 1704903000, поставляемого из Азербайджана , коэффициент при подтверждении страны происхождения составляет 0 (из Азербайджана и еще 48 наименее развитых стран отдельные товары ввозятся беспошлинно).

Перечень принадлежности стран к тем или иным категориям определён 18-м Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС № 130 от 27 ноября 2009 г.

Ставки 2015

С 1 сентября 2015 г. в силу вступили новые ввозные ставки, принятые рядом решений Совета Евразийской экономической комиссии. Преимущественно цифры изменились в сторону уменьшения.

Увеличение ставок коснулось отдельных видов рыбы, кондитерских изделий, минералов, нефтепродуктов, продукции химпрома, полимеров, целлюлозы. Также под увеличение попали отходы драгметаллов, некоторые двигатели, металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ, электро-комплектующие, ж/д вагоны, автомобили с электродвигателями, военно-транспортные самолёты, паромы, коронарные стенты, комплектующие для часов.

Изменения ставок связано текущей ситуацией в стране и с выполнением РФ своих обязательств в рамках ВТО. Ставки могут быть снова пересмотрены в ближайшее время. Для начинающих участников ВЭД мы рассказали о правилах исчисления таможенных платежей , а в другой статье есть информация об .

Что нужно для расчёта?

  • коде ТН ВЭД поставляемого товара и действующей базовой ставке;
  • стране происхождения (чтобы узнать коэффициент);
  • действии особых ставок пошлин;
  • ввозной таможенной стоимости товара (не путать с закупочной/контрактной ценой) для товара, к которому применимы адвалорные тарифы;
  • количестве поставляемого товара в единицах , которые используются для неадвалорных расчётов;
  • курсы валют при мультивалютных операциях.

При наличии особых условий ставка рассчитывается индивидуально.

  • умножив таможенную стоимость на процент ставки (для адвалорных пошлин) с правильным коэффициентом. Как рассчитывается адвалорная таможенная пошлина, ;
  • умножив количество товара на применяемый неадвалорный тариф с учётом коэффициента.

Освобождение от уплаты ввозных пошлин и тарифные льготы на товары

Льготы по ввозной таможенной пошлины ещё называют тарифными льготами. Последние предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты, при этом зависят от страны происхождения и цели ввоза товара.

  • Страна происхождения : полностью освобождены страны СНГ и наименее развитые страны из списка 2009 г., при условии подтверждения страны производства (сертификат СТ-1 для СНГ, сертификат происхождения формы А-1 для остальных стран, для товаров, стоимостью до 5000 достаточно указать страну происхождения в коммерческом инвойсе).
  • Цель ввоза и предназначение товара : гуманитарная и техническая помощь, а также товары, относящиеся к основным фондам производства, импортируемые в РФ с целью вклада в уставные фонды совместных предприятий, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Действующие ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые и лицами с августа 2012 года (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54).

1. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (действующие ставки)

1.1. Автомобили с бензиновым двигателем

1.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 109 0 0 1000
8703 22 109 9 1001 1500 25%, но не менее €1,1 за 1 см 3
8703 23 191 0 1501 1800
8703 23 192 1 1801 2300
8703 23 192 2 2301 3000 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 24 109 0 3001 25%, но не менее €2,35 за 1 см 3

1.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 8 0 1000
8703 22 909 8 1001 1500
8703 23 901 8 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 4 1801 3000
8703 24 909 8 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 4 0 1000 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 22 909 4 1001 1500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 23 901 4 1501 1800 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 23 902 3 1801 3000 25%, но не менее €0,55 за 1 см 3
8703 24 909 4 3001 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.1.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 21 909 3 0 1000 €1,4 за 1 см 3
8703 22 909 3 1001 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 23 901 3 1501 1800 €1,6 за 1 см 3
8703 23 902 2 1801 3000 €2,2 за 1 см 3
8703 24 909 3 3001 €3,2 за 1 см 3

1.2. Автомобили с дизельным двигателем

1.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 109 0 0 1500 25%, но не менее €1,2 за 1 см 3
8703 32 199 0 1501 2500 25%, но не менее €1,8 за 1 см 3
8703 33 199 0 2501 25%, но не менее €1,25 за 1 см 3

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 8 0 1500 25%, но не менее €0,45 за 1 см 3
8703 32 909 8 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 8 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 4 0 1500 25%, но не менее €0,4 за 1 см 3
8703 32 909 4 1501 2500 25%, но не менее €0,5 за 1 см 3
8703 33 909 4 2501 25%, но не менее €1 за 1 см 3

1.2.4. Автомобили старше семи лет

Код ТН ВЭД Объем двигателя, куб.см Ставка
от до
8703 31 909 3 0 1500 €1,5 за 1 см 3
8703 32 909 3 1501 2500 €2,2 за 1 см 3
8703 33 909 3 2501 €3,2 за 1 см 3

1.3. Утилизационный сбор для юридических лиц

С 1 сентября 2012 года в России начала действовать утилизационный сбор на ввозимые автомобили. Базовая ставка для легковых автомобилей была установлена в размере 20 000 рублей. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. Сумма утилизационного сбора вычисляется по формуле: U = B x K. Где U - сумма сбора, B - базовая ставка, а K - коэффициент.

Объем ДВС Новые автомобили Б/У автомобили старше 3 лет
электродвигатель 1,34 (26 800 р.) 1,34 (26 800 р.)
не более 2000 см3 1,34 (26 800 р.) 8,26 (165 200 р.)
от 2001 до 3000 см3 2,66 (53 200 р.) 16,12 (322 400 р.)
от 3001 до 3500 см3 3,47 (69 400 р.) 28,50 (570 000 р.)
более 3500 см3 5,5 (110 000 р.) 35,01 (700 200 р.)

2. Автомобили, ввозимые юридическими лицами (эти ставки уже не действуют)

2.1. Автомобили с бензиновым двигателем

2.1.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

30 %, но не менее 1.2 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.45 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 1.5 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.15 E вро /куб.с м

30 %, но не менее 2.8 E вро /куб.с м

2.1.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.2E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.45E вро /куб.с м

35 %, но не менее 1.5E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.15E вро /куб.с м

35 %, но не менее 2.8E вро /куб.с м

2.1.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.1.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

2.5 Евро/куб.с м

2.7 Евро/куб.с м

2.9 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

4 Евро/куб.с м

5.8 Евро/куб.с м

2.2. Автомобили с дизельным двигателем

2.2.1. Автомобили до трех лет

Код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 1090

30 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

30 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

1.2.2. Автомобили от трех до пяти лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

35 %, но не менее 1.45 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.15 Евро/куб.с м

35 %, но не менее 2.8 Евро/куб.с м

2.2.3. Автомобили от пяти до семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

2.2.4. Автомобили старше семи лет

Старый код ТН ВЭД

Новый код ТН ВЭД

Объем двигателя, куб.с м

8703 31 909 1

8703 31 909 2

2.7 Евро/куб.с м

8703 32 909 2

4.0 Евро/куб.с м

8703 33 909 2

5.8 Евро/куб.с м

3. Автомобили, ввозимые физическими лицами

3.1 Автомобили до трех лет

Таможенная стоимость, евро

Ставка

Менее 8 500

54 %, но не менее 2,5 E вро /куб.с м

8 500 — 16 700

48 %, но не менее 3,5 E вро /куб.с м

16 700 — 42 300

48 %, но не менее 5,5 E вро /куб.с м

42 300 — 84 500

48 %, но не менее 7,5 E вро /куб.с м

84 500 — 169 000

48 %, но не менее 15 E вро /куб.с м

Более 169 000

48 %, но не менее 20 E вро /куб.с м

3.2 Автомобили от трех до пяти лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

1,5 E вро /куб.с м

1,7 E вро /куб.с м

2,5 E вро /куб.с м

2,7 E вро /куб.с м

3 E вро /куб.с м

3,6 E вро /куб.с м

3.3 Автомобили от пяти до семи лет

Объем двигателя, куб.с м

Ставка

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.4. Автомобили старше семи лет

Объем двигателя, куб.с м

3 Евро/куб.с м

3,2 Евро/куб.с м

3,5 Евро/куб.с м

4,8 Евро/куб.с м

5 Евро/куб.с м

5,7 Евро/куб.с м

3.5. Утилизационный сбор для физических лиц

С 1 сентября 2012 года при ввозе автомобилей на территорию России необходимо оплачивать утилизационный сбор. Сумма сбора для физических лиц при ввозе нового автомобиля составляет 2000 р., при ввозе автомобиля возрастом более 3 лет — 3000 р.

Опережая планы, совет Евразийской экономической комиссии принял решение снизить порог беспошлинного ввоза товаров в страны объединения уже с начала следующего года. Для России он сократится в три раза - с €1,5 тыс. до €500

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

С начала следующего года порог беспошлинного ввоза наземным транспортом товаров для личного пользования на территорию стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России) будет снижен до €500. Общий вес таких товаров не должен будет превышать 25 кг, следует из решения совета Евразийской экономической комиссии. Документ опубликован на правовом портале ЕАЭС, все пять членов совета это решение одобрили 1 ноября. Со стороны России его подписал первый заместитель председателя правительства, глава Минфина Антон Силуанов.

Для России этот порог будет снижен в три раза. Сейчас согласно действующему законодательству без оплаты таможенных пошлин наземным транспортом в страну можно провести предметы на сумму до €1,5 тыс. Воздушным транспортом при этом беспошлинно разрешается ввозить в Россию товар на €10 тыс. максимум (эта норма не меняется). Суммарный вес этих предметов в обоих случаях не должен превышать 50 кг. В случае превышения указанных норм владельцу товара сегодня придется заплатить пошлину 30% от его стоимости (не меньше €4 за каждый лишний килограмм).

Если товаров наберется больше, чем указано в норме, и по весу, и по сумме, взиматься будет та пошлина, которая больше по сумме, рассказал РБК о существующей в данный момент практике руководитель коммерческого отдела компании «Универсальные Грузовые Решения» Максим Коверченко. «В части превышения веса берется €4 за 1 кг, а в части превышения стоимости будет 30%. Таможня в итоге возьмет то, что больше по стоимости, не будет брать и то, и то», — сказал он. По его словам, в настоящее время нормы взимания пошлин такие же, только порог ввоза выше по сумме и весу. Коверченко считает, что в результате такого шага люди «будут заказывать меньшие партии, если продукция позволяет».

О планах ЕАЭС , которые можно будет ввозить на территорию стран — членов союза для личного пользования до €500, известно с мая прошлого года. Однако тогда в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предполагали, что подобные изменения будут происходить постепенно, вплоть до 2021 года. В 2017 и 2018 годах правила беспошлинного ввоза, согласно планам ЕЭК, должны были остаться прежними, в 2019 году порог предполагалось снизить до €1 тыс., в 2020-м — до €750. На уровне €500 он должен был установиться с начала 2021 года.

К этому же времени, согласно документам экономической комиссии, должен был снизиться максимальный вес товаров, которые можно ввозить без пошлины (его, как и решили в ЕАЭС, планировалось сократить с нынешних 50 до 25 кг в 2021 году).

Помимо этого в объединении уже не первый год обсуждают снижение порога беспошлинного ввоза интернет-покупок. В феврале это решение наконец было согласовано . По нему до конца 2018 года порогом беспошлинной торговли для товаров, ввезенных на территорию стран — членов Евразийского экономического союза в рамках интернет-торговли, станет €1 тыс. С 1 января 2019 года этот порог снизится до €500, а с 1 января 2020 года будет составлять €200. Однако подобная последовательность не в полной мере устроила российский Минфин. Снизить порог беспошлинной интернет-торговли до €500 уже с 1 июля ведомство предлагало в апреле.

Снижение порога беспошлинной торговли до €500 не решает вопроса выравнивания конкуренции между иностранными ретейлерами и российскими, поскольку 99,5% всех международных отправлений приходится на посылки, стоимость которых ниже этой суммы, отметил в беседе с РБК президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Поэтому, говорит он, такое пороговое значение не повлияет на рынок. По мнению эксперта, беспошлинного ввоза «не должно быть в принципе, поскольку это приводит к дисбалансу между локальными игроками и зарубежными». Несмотря на то что снижение порога до €500 — шаг в нужном направлении, работу надо продолжать, и в этом вопросе России нужно перенять опыт развитых стран, таких как Китай, где уже не существует беспошлинного ввоза, и Европы, где его не будет с 2021 года, заключил глава АКИТ.

ЕАЭС является международным интеграционным экономическим объединением, созданным на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства. Союз действует с 2015 года.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сценарий досуга старшей-подготовительной группы «Учимся мечтать и фантазировать
Туризм – хобби или профессия Идеальное резюме турагента
Разница между участником и учредителем Учредителями и участниками общества не могут быть