Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие основные функции выполняют финансы организации. Функции и эволюция финансов


Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют следующие функции:

1. распределительную
2. контрольную
3. регулирующую

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства;
доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства.

Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов

Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и при-родных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь.

Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, ) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функции финансов реализуются через , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.

Функции финансов предприятия

связаны с движением . Поэтому часто это понятие отождествляют с или даже денежными средствами. Конечно, не все денежные отношения можно отнести к финансовым. Это верно лишь по отношению к тем денежным отношениям, которые осуществляются по принципам безвозвратности, неэквивалентности и бессрочности, что возможно в процессах формирования, использования, распределения денежных доходов и отдельных целевых фондов в форме финансовых ресурсов.

Понятие и роль финансов функции финансов предприятия достаточно тесно связаны между собой.

Финансы предприятий – это отношения экономического характера, напрямую связанные с обращением денежных потоков, использованием доходов и фондов средств в процессе производства и воспроизводства.

Объектом финансов на предприятии выступают все отношения экономического характера, при которых задействуются денежные средства и используются денежные фонды. Субъектами в этих отношениях выступают предприятия, аудиторские организации, внебюджетные организации, банки, страховые учреждения, инвестиционные фонды, другие юридические лица, выступающие субъектами хозяйствования.

Финансовые отношения включают отношения, связанные с созданием уставного фонда; образованием денежных доходов, выручки, прибыли, других денежных фондов предприятия и их распределением; отношениями предприятий и государства по налоговым и другим платежам в бюджет, получению субсидий; отношениями между предприятиями в связи с инвестиционными процессами, осуществлением паевых взносов, получением доходов, уплатой штрафных санкций и т.д.; отношениями предприятий с банками, страховыми организациями по получению кредитов, страховыми платежами; отношениями предприятий по поводу внутрипроизводственного распределения доходов.

Функции финансов предприятия проявляются через их сущность в процессе воспроизводства. Основные функции финансов предприятия это: формирование ресурсов при производственно-хозяйственной деятельности; использование и распределение финансовых ресурсов в ходе обеспечения производственной, операционной, для обеспечения финансовых обязательств, возникающих перед бюджетом и прочими хозяйствующими субъектами, банками; контроль за использованием и формированием ресурсов при производственных процессах.

Функции финансов предприятия проявляют свои внутренние свойства в ходе практически всех процессов экономического характера, которые проходят в жизни предприятия, потому что все они опосредуются движением финансовых ресурсов в том или ином направлении.

Функции финансов предприятия наиболее полно раскрывают их сущность. Большинство специалистов считает, что финансам свойственны в первую очередь две первостепенные функции: распределительная и контрольная. Эти обе функции взаимодействуют друг с другом. При помощи распределительной формируется первоначальный капитал, распределяется валовой внутренний продукт, определяются стоимостные пропорции при распределении доходов, обеспечивается лучшее сочетание интересов товаропроизводителей, государства и самих предприятий.

Вообще в основе финансов находятся распределительные отношения, необходимые для финансирования производственных процессов. Нарушение бесперебойного оборота средств, увеличение затрат могут привести к снижению доходов, конкурентоспособности и, следовательно, финансовой устойчивости. Для предотвращения подобных явления необходимы контрольные функции .

Контрольная функция отвечает за стоимостной учет абсолютно всех затрат на производство продукции и ее реализацию, оказание услуг, выполнение работ, формирование доходов и их использование.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании конечного продукта, образуются денежные доходы и накопления.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью финансов происходит обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, в условиях товарно-денежных отношений распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Основным объектом распределения является стоимость общественного продукта и часть стоимости национального .

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности, как в сфере материального производства, так и в не материальной сфере. Распределительная функция финансов обеспечивает денежными ресурсами процесс воспроизводства. По характеру и масштабам различают следующие виды распределения:

1. межтерриториальное, осуществляется с помощью бюджета, финансового рынка и .
2. межотраслевое, осуществляется через , бюджет, внебюджетные фонды, через финансовый механизм различных производственных организаций и страхования.
3. внутриотраслевое, осуществляется через отраслевые министерства и ведомства, через финансовый механизм предприятий.
4. внутрихозяйственное, осуществляется предприятиями и организациями через внутрихозяйственные фонды, создаваемые на предприятиях.
5. между сферами экономики, через бюджет и внебюджетные фонды, благотворительные взносы юридических и физических лиц, и страхования.
6. между юридическими лицами различных форм собственности, физическими лицами, с помощью бюджета, финансового рынка, благотворительных отчислений и страхования.
7. между социальными группами, имеющими различный уровень доходов, через бюджет и внебюджетные фонды.
8. межгосударственное распределение, через иностранные инвестиции, внешнеторговые международные кредиты, совместную деятельность создание международных организаций и фондов, и иностранное страхование.

Распределение финансовых ресурсов осуществляется в два этапа:

1. первичное распределение – начинается с момента получения общественной стоимости, т.е. валовой общественный продукт (ВОП= c[капитал]+v[переменные затраты]+m[добавленный продукт]) До формирования первичных доходов у предприятий и работников сферы материального производства.
2. вторичное распределение (перераспределение) – которое государство проводит путем взимания различных налоговых отчислений и сборов. Средства несколько раз переходят от одного собственника к другому, и в результате формируется три фонда:
возмещения
накопления
потребления

Таким образом, распределительная функция финансов необходима для воспроизводства, формирования, и расходования части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Функции управления финансами

реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику -управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов предприятий. Планирование финансов - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Прогнозирование - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование может осуществляться как на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Организационная функция обеспечивает системный подход в организации денежных потоков и фондов. Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Оно охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Контрольная функция финансового менеджмента отражает состояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспечивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится . Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с составлением бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом власти обычно не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

Установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
распределение доходов от и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и ;
определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи регионам из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных региональных особенностей и согласовываются с регионами до принятия федерального бюджета на очередной финансовый год.

Роль финансов

Финансы, как никакая другая категория (цена, кредит и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к потребностям потребления. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, внедрять научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и обеспечивать различные общественные потребности.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует их как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественное влияние выявляется в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким способом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях осуществляется их движение и использование).

Существует три главных направления финансового влияния на процессы общественного развития:

Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделять финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения. Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Функции финансов в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1. государство;
2. хозяйствующие субъекты;
3. население.

Основные признаки государственных финансов:

1. денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);
2. субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.
3. в процессе этих отношений формируется ;
4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

1. непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;
2. в сфере производства и обращения;
3. между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);
4. в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами ( и наемными работниками);
5. в сфере .

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

1. производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;
2. заемщика и инвестора на финансовом рынке;
3. работодателя на .

Сущность той или иной модели определяется экономической и государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Эволюция взглядов на функции финансов

Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением , механизма их обращения;
3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих и создающих для производства необходимые денежные фонды;
4) создание и усложнение сферы деятельности государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Первоначально финансовые отношения появились между государством и населением, которое передает ему в обязательном порядке различные платежи (налоги, отчисления, сборы и т.п.). В результате происходит перераспределение части НД в его пользу и создается государственный фонд для обеспечения выполнения функций государства. С развитием рынков денежных активов экономические агенты (домохозяйства, предприятия, фирмы) становятся участниками перераспределительного процесса, а, следовательно, наряду с государством и финансовых отношений. Деньги одного агента переходят другому в собственность на основе особой сделки без эквивалента. Так же как и государство, он формирует денежные преимущественно целевые фонды.

Значительные средства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах государства - бюджетах, внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода (от 30 до 50%). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Главными доходами государства становятся налоги - сначала косвенные (XVIII-XIX вв.), а затем прямые (XX веке). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению государственного кредита и как следствие - к государственному долгу.

После Второй мировой войны сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов, внебюджетных специальных фондов, а также участия в этих отношениях экономических агентов.
|

Финансы предприятия выполняют инвестиционно - распределительную фондообразующую, доходораспределительную, обеспечивающую и контрольную функции.

Инвестиционно – распределительная функция финансов заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию. Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) выражается в рамках инвестиционной политики. Основным критерием при этом, как правило, является прогнозируемая рентабельность инвестиций.

Распределительная функция финансов предприятия, с позиции структуры его активов, проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса (решение вопроса о величине необходимых денежных средств, финансовых вложение и др.).

Фондообразующая или источниковая функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (пассивной, источниковой) стороны баланса. Источниками финансирования предприятия являются взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Привлечение любого из них предполагает плату за возможность пользования средствами, причем стоимость каждого из них различна. Поэтому следует выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно важно это учитывать при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах при реализации стратегических инвестиционных программ.

Доходораспределительная функция финансов заключается в оптимальном и обоснованном распределении собственниками предприятия определенной части ресурсов либо на уровне, предусматривающем расширение его деятельности, т.е. реинвестирование прибыли, воздерживаясь при этом от получения дивидендов с целью получения большей отдачи в будущем, либо в получении большей части прибыли в виде дивидендов. Собственники должны иметь определенные количественно выражаемые аргументы и обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики.

Обеспечивающая функция финансов заключается в обеспечении удовлетворения интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли как косвенного выражения дохода и дивидендов как прямого выражения дохода. Смысл данной функции финансов определяется целевым предназначением предприятия, которое состоит в регулярном генерировании прибыли, способствующем увеличению размеров капитала собственника, и системой сложившихся расчетных отношений.

В современной экономике любые отношения в системе «предприятие –предприятие», «предприятие – государство», «предприятие – работники», «предприятие – собственник» и др. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Если имеет место движение нефинансовых ресурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т.е. в стоимостной оценке. Финансы предприятий как раз предназначены для обеспечения текущей деятельности. Нормальная финансово – платежная дисциплина, когда предприятие в срок рассчитывается со своими кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика и в полном объеме выполняет свои обязательства, является одним из наиболее важных индикаторов успешности его работы.


Контрольная функция финансов заключается в финансовом контроле за формированием, движением и использованием основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов предприятия в соответствии со стратегией развития предприятия, бизнес плана, инвестиционного плана. Она реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. Со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет. С позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита, а с позиции менеджмента предприятия – организацией системы внутреннего аудита.

На предприятиях может проводиться:

1) предварительный контроль, который проводится на стадии разработки, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия (бизнес планов);

2) текущий контроль, осуществляющийся в процессе выполнения финансовых планов;

3) последующий контроль производится после завершения финансовых операций, после того как подведены итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятия за месяц, квартал или год. Определяется, принесли ли эти операции пользу предприятию или же учинили ему вред.

В условиях рынка контрольная функция имеет не только карательно – негативный оттенок (выявить исполнение финансовых обязательств и применять соответствующие санкции), сколько поощрительно – позитивный оттенок. Своевременность исполнения финансовых обязательств нередко поощряется возможными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов.

Социально-экономическая сущность и принципы организации финансов предприятия

Сущность и экономическое содержание финансов организации.

Организация (предприятие) - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Организация может осуществлять какие-либо из видов предпринимательской деятельности либо одновременно все виды.

В процессе предпринимательской деятельности у организаций возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой, сопровождающиеся движением денежных средств. Материальную основу финансов составляют деньги. Однако необходимое условие их возникновения является реальное движение денежных средств: их аккумуляция, расходование и использование на всех уровнях управления.

Финансы организаций - это совокупность финансовых отношений, связанных с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • между учредителями в момент создания организации при формировании уставного (складочного, акционерного) капитала;
  • между отдельными организациями , связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости;
  • между организациями и их подразделениями – филиалами, цехами, отделами, бригадами – в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств;
  • между организациями и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятий, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям;
  • между организациями и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формирование внебюджетных фондов, предоставление налоговых льгот;
  • между организациями и банковской системой в процессе хранения денег в коммерческих банках, организации безналичных расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит;
  • между организациями и страховыми компаниями и организациями, возникающие при страховании имущества , отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;
  • между организациями и инвестиционными институтами в ходе размещения инвестиций, приватизации и другими хозяйствующими субъектами.

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения, методы реализации. Однако все типы отношений носят двусторонний характер, их материальную основу составляет движение денежных средств, благодаря использованию которых формируются денежные потоки, ими сопровождается формирование уставного капитала организации, начинается и завершается кругооборот средств и использование денежных фондов различного назначения.

Функции финансов организации.

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. В настоящее время существует большой разброс в определении функций, однако признается, что финансы предприятий выполняют три основные функции: формирования капитала и доходов организации; распределения и использования доходов; контрольную.

Все функции тесно взаимосвязаны между собой.

При выполнении финансами функции формирования капитала происходит формирование первоначального капитала организации, его приращение; привлечение денежных средств из различных источников в целях формирования необходимого для предпринимательской деятельности объема финансовых ресурсов, сопровождающееся движением денежных средств.

Распределение и использование доходов на уровне организаций проявляется в распределении выручки от реализации продукции и доходов от иной деятельности в стоимостном выражении по направлениям использования, определении основных стоимостных пропорций в процессе распределения доходов и финансовых ресурсов, обеспечении оптимального сочетания интересов отдельных товаропроизводителей, предприятий и организаций и государства в целом.

Объективной основой контрольной функции являются стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, формирование доходов и денежных фондов предприятий и их использование. С помощью этой функции осуществляется контроль за своевременным поступлением выручки от реализации продукции и оказания услуг, формированием и целевым использованием денежных фондов и в целом финансовых ресурсов организации, изменениями финансовых показателей.

Финансы предприятия выполняют три функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную.

Сущность обеспечивающей функции финансов субъектов хозяйствования заключается в создании на предприятии фондов денежных средств в оптимальном размере. Все производственные расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных средств. При этом оптимизация источников денежных средств - одна из главных задач управления финансами предприятия, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут привести к серьёзным последствиям.

Распределительная функция финансов предприятий тесно связано с обеспечивающей. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов. При нарушении непрерывного кругооборота средств, росте затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о недостатках в организации производственного процесса, недостаточном воздействии распределительных отношений на эффективность производства.

Контрольная функция финансов связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также нормативных и расчетных показателей финансовой деятельности предприятия. Она предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-финансовой деятельности фирмы, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции (выполнения работ и оказания услуг) и получено после их реализации, невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной. Финансовый контроль на фирме имеет две формы:

  • · контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • · контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов предприятии способствует выбору наиболее рационального режима производства и распределения общественного продукта и национального дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Используемые предприятием способы и методы управления финансами дают возможность сопоставить фактические результаты формирования, движения и использования основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов с предусмотренными в планах показателями, с нормативами; выявить отклонения и их причины.

Во-первых, выявляется степень выполнения месячных, квартальных, годовых планов, поступления выручки от реализации продукции, соответствия фактических затрат на производство и реализацию продукции, получения прибыли, размера прироста оборотных средств, выбытия и ввода основных фондов.

Во-вторых, контролируется своевременность поступления средств на расчетный счет предприятия, оплата поставок сырья, материалов, топлива, электроэнергии, иных услуг.

В-третьих, осуществляется контроль за правильным и своевременным перечислением средств в денежные фонды предприятия, за целевым использованием этих фондов.

В-четвертых, осуществляется контроль за внесением платежей в бюджет, во внебюджетные фонды.

В-пятых, контролируется целевое использование кредитов, своевременность их погашения и уплаты процентов.

В-шестых, контролируется финансовое состояние предприятия и выполнение мер по его улучшению.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народнохозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятия оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятий, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.

Без нормального функционирования финансового механизма рыночная экономика работать не в состоянии. Опыт последних лет проведения экономических реформ в России подтвердил это положение. Именно поэтому в условиях рыночной экономики необходимо научиться сочетать самостоятельность предприятий и регионов с государственным регулированием экономики и финансов.

Финансы предприятий выполняют три функции:

  • o обеспечивающую,
  • o распределительную;
  • o контрольную.

Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств - один из путей получения наивысшего финансового результата.

Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей. Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные результаты. Распределяемая выручка от реализации продукции частично направляется на возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства и заработная плата), а другая часть ее представляет прибыль. Прибыль распределяется между предприятием и бюджетом. Финансовый механизм этих отношений включает:

  • o зависимость заработной платы от полезности производимой продукции и поступления платежей за нее;
  • o обоснованное распределение прибыли между предприятием, торговлей и банками, при котором большая доля должна доставаться производителю;
  • o объективную реальность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, предполагающую долговременность и стабильность;
  • o обоснованность отчислений на накопления (развитие производства)и потребление;
  • o достаточность средств на социальные нужды, на научно-исследовательские работы, на подготовку кадров и другие цели.

Контрольная функция финансов предприятий связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства и использование средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются конечные результаты. Одной из форм финансового контроля является использование ряда финансовых показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя; это и есть проявление финансового контроля рублем. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и др.

Таким образом, контрольная функция финансов позволяет выявить результаты работы предприятий, недостатки их деятельности, а затем принять необходимые меры по улучшению положения. Контрольная функция финансов на общегосударственном уровне проявляется в организации денежных потоков, в своевременном формировании централизованных денежных фондов и наиболее рациональном и экономном их использовании, в создании определенных условий для сферы материального производства.

В условиях современной экономики финансы выполняют в рамках контрольной функции довольно важную подфункцию, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Финансовый контроль в этом отношении в большей степени носит административный, а не экономический характер. Необходимость его усиления была вызвана значительным ростом указанных явлений.

Управление финансами предприятий осуществляется в трех направлениях:

  • 1) реализация целей финансовой стратегии:
    • - ликвидность и платежеспособность предприятия,
    • - прибыльность и рентабельность его деятельности,
    • - материальная обеспеченность работников и собственников, а в условиях социально-ориентированной экономики - и их социальная обеспеченность;
  • 2) управление финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками;
  • 3) управление источниками денежных средств, т.е. пассивами баланса, и направлениями использования денежных средств, т.е. активами баланса или имуществом предприятия.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Самый большой космодром России
Как зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой
Проекты и практический опыт в области применения икт на уроках географии